nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

НА ЗЛОБУ ДНЯ

КАНУН РОЖДЕСТВА/ СОЧЕЛЬНИК/ КУТЕЙНИК


Михайло Мороз. Колядки. 1930

Наши предки в основной массе, вероятно, были добрыми христианами. Они регулярно ходили на церковные службы и ревностно справляли все церковные праздники. Однако когда начинаешь читать о тех обрядах, которые они проводили те или иные знаковые праздничные дни, то понимаешь, что христианством здесь и не пахло, а наоборот, было сплошное язычество, лишь слегка сверху, как тонким слоем глазури, приправленное церковными традициями.
Особенно сильно это заметно, когда речь идёт о зимних праздниках, ведь зима для крестьянина определяла, каким будет лето, что получится с урожаем, с приплодом у скота, с медом и с лесными дарами. Итак, проснувшись поутру накануне Рождества, первым делом русский крестьянин смотрел на небо. Если день был ясный и морозный, то это считалось хорошей приметой, означавший правильное лето и, соответственно, щедрый урожай. Ещё нужно было выяснить, есть ли на деревьях иней, поскольку от этого зависели сроки сева зерновых. Если иней был, то сеять можно было аж до Петрова дня (то есть до 12 июля). А если иней появлялся только после Рождества, то можно было и после. Впрочем, за инеем начинали следить задолго до Рождества, и если он появлялся раньше, то сроки сева были другие. Тогда его привязывали к Иванову дню (21 мая), и отсчитывали от этого числа количество дней до Рождества, когда случился иней. То есть, если иней появлялся, скажем, за пять дней до Рождества, то и сеять надлежало за пять дней до Иванова дня (не понимаю, как они не путались в этих расчетах).
Далее крестьянин тщательно изучал снег и степень промороженности почвы. Высокие сугробы и промерзшая земля однозначно воспринимались как указание на грядущий богатый урожай. Положительными приметами считались также звёзды, густо усыпавшие небосвод вечером. Это означало, что в лесу грибы и ягоды уродятся в должном количестве.
Далее следовало совершить целый ряд важных магических ритуальных действий. Крестьяне считали, что Рождество означает рождение Солнца и приход нового солнечного года. Поэтому либо в рождественский сочельник, либо в день самого праздника они жгли в своих дворах костры, уничтожая солому целыми возами (впрочем, можно было жечь и навоз). Объясняли это по-разному: либо это делалось, чтобы от такого огня пшеница народилась ярая, либо чтобы согреть своих покойных предков, пребывающих на том свете, чтобы не лежали они в мёрзлой земле в рождественскую ночь.
Ещё нужно было перевязать все фруктовые деревья в саду соломенными жгутами, чтобы они лучше росли и плодоносили.
Разумеется, проводились и гадания. Перед походом в церковь на рождественскую службу в большую миску клали приготовленную кутью с медом, а сверху каждый из домочадцев клал свою ложку углублением вниз. На эту конструкцию громоздили праздничный пирог и накрывали скатертью. По возвращении из церкви смотрели, не перевернулась ли чья-то ложка. Это считалось плохой приметой, и означало смерть владельца ложки в следующем году.
Когда семья усаживались за стол, следовало умилостивить мороз, чтобы он не побил ярового хлеба, капусты и огурцов. Кто-то, чаще всего, глава семейства, выходил в сени или открывал окно в избе, приговаривая:
- Мороз, мороз, или в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!
Иногда мороз не только задабривали, но и пугали:
Мороз, Мороз Иваныч!
Ходи кутью есть!
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!
Мороз, Мороз Иваныч
Ходи кутью есть!
А летом не бывай:
Цепом голову проломлю,
Метлой очи высеку!
В некоторых деревнях «кормление» мороза происходило не в рождественский сочельник, а накануне Нового года, то есть на Васильев день, поэтому мороз именовали не Мороз Иваныч, а Мороз Васильич.
Ужину в рождественский сочельник вообще придавалось очень большое значение. Нужно было тщательно убрать избу, застелить стол чистой скатертью и выставить лучшую посуду. Когда все было накрыто, детей заставляли залезть под стол и «цыкать» там цыплёнком, чтобы куры лучше неслись. И только после этого все садились за стол и ели в торжественном и строгом молчании.
На Рождество нельзя было ткать, это полагали грехом, но можно было мотать клубки ниток. Считалось, что чем туже получатся клубки, тем плотнее будут кочаны капусты по осени. Грехом считалась в эти дни и охота, а охотник, презревший это правило, рисковал стать жертвой какого-то несчастного случая.
Зато воры старались как можно аккуратнее стащить в рождественскую ночь какую-нибудь вещь, лучше всего в церкви во время службы. Это гарантировало удачу на весь год в самых рискованных криминальных предприятиях.
И, похоже, что глубокий смысл важнейшего христианского праздника в те времена волновал очень немногих.

Андрей Рублев. Рождество Христово
Tags: на злобу дня, праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments