КАТРИН ДЕ КЛЕРМОН
Часть 2.
Второе замужество принесло Катрин де Клермон прочное положение при дворе, десятерых детей и «Зеленый салон Диктинны». Именно под этим именем она стала хорошо известна в кругах французских интеллектуалов, литераторов, музыкантов, политиков. 16 век отличался еще достаточно жестким кодексом правил, которыеме должны были соблюдать женщины, и статус замужней дамы как раз и давал его обладательнице определенную степень свободы, особенно если муж не был тираном или тупоголовым консерватором.
Судя по всему, Альбер де Гонди свою молодую жену обожал и на многое смотрел сквозь пальцы, хотя в исторических источниках никаких даже смутных намеков на скандалы с участием Клодин де Рец найти нельзя. Она действительно интересовалась философией, политикой, музыкой и литературой, а также занималась астрологией (ну, это вполне в духе эпохи) и математикой.
Карл IX Рене де Бираг герцог Анжуйский Филипп де Шеверни
Катрин де Клермон превосходно владела несколькими иностранными языками, причем как раз об этом сохранились документальные свидетельства. В 1573 году в Париж приехали польские послы, чтобы договориться об условиях, при которых герцог Анжуйский сможет занять польский престол. Переговоры велись на латыни, с французской стороны в них участвовали канцлер Рене де Бираг и граф Филипп Юро де Шеверни, представляющие короля Карла IX и герцога Анжуйского соответственно, третьей персоной от французской стороны в этих переговорах являлась Катрин-Клод де Клермон, выступавшая от лица королевы-матери Екатерины Медичи. Причем современники отмечали, что латинская речь дамы де Клермон была совершенно блестящей и превзошла выступления обоих придворных-мужчин.
«Зеленый салон Диктинны» был устроен в особняке супругов де Гонди, расположенном напротив Лувра. К сожалению, точно неизвестно существовали ли в нем какие-то особые правила посещения, и была ли каким-то определенным образом оформлена комната, гостиная или зал, где они проходили. Но если судить по названию, то салон мог действительно содержать зеленый цвет в качестве основы оформления интерьера.
Пьер Ронсар Этьен Жодель Этьен Паскье Гийом Костеле
Имя Диктинна носила сама хозяйка, также ее называли Пасифая, еще ее именовали «девятой музой» и «четвертой грацией». Для той эпохи, впрочем, такие прозвища и эпитеты были в порядке вещей.
В своем салоне она принимала наиболее выдающихся интеллектуалов своей эпохи, главным образом поэтов, но также художников, музыкантов, философов и политиков. Среди них можно назвать Филиппа Депорта, Реми Белло, Жана Антуана де Баифа, Пьера де Ронсара, Филиппа Жоделя, Понтуса де Тиарда, Амадиса Жамена, Жана де ля Жессе, Симона-Гийома де Ла Рока, Антуана де Лаваля, Фламинио де Бирага, Этьена Паскье, Сцеволу де Сен-Марта, Жана Берто, Никола Рапена, королевского органиста Гийома Костеле и др. Все посещавшие этот салон, посвящали ей свои произведения и адресовали ей свои стихи.
Между прочим, все эти посвящения Катрин де Клермон старательно переписала и собрала в единую рукопись. Этот сборник сохранился до настоящего времени, и теперь он имеет немалую историческую и литературную ценность. Послания в основном были анонимными, хотя, надо полагать, что для самой Диктинны не было тайной, кто и что именно написал. Сейчас из 173 однозначно установлено авторство 21 произведения, а еще 3 атрибутированы предположительно.
Кроме того «салон Диктинны» посещали и дамы, считавшиеся самыми прекрасными и блестящими представительницами своей эпохи. Среди них Генриетта Клевская, Мадмуазель Аквавива, Элен де Донсек де Сюргер, Мадлен де Л`Обепин, Мадлен де Бурдей, Жилон де Гойон и т.д., все также были прославленны под псевдонимами, взятыми из мифологии.
Катрин де Клермон, согласно Ла Круа дю Мэну заслужила «быть признанной одной из самых ученых и высокообразованных дам в области ораторского искусства, философии, математики, истории и других наук». Ее знания поражали современников, ее культурный уровень выходил далеко за рамки соответствующего ее полу в ту эпоху, как и ее знание языков, ее интерес к наукам, ее страсть к музыке (она пела и играла на лютне) восхищали, вплоть до того, что ее принимали на заседаниях Дворцовой Академии. Она также занималась меценатством, поддерживая основание Академии музыки и поэзии Жана Антуана де Баиф в 1570 году. Существуют свидетельства, что она сама сочиняла стихи и прозу, но ее произведения, к сожалению до нашего времени не дошли.