Часть 1: https://nikonova-alina.livejournal.com/687703.html
Часть 2: https://nikonova-alina.livejournal.com/688560.html
Часть 3. ВСАДНИКИ
Итак, на своей картине Суриков изображает кульминационный момент игры, когда одному из атакующих снежную крепость всадников удалось, наконец, прорвать ряды ее защитников, и он на разгоряченном коне буквально влетает в городок, сметая кулаком его снежные стены. Именно этот колоритный казак, который, кажется, составляет единое целое со своим конем и становится центром композиции, вокруг которого художник размещает остальные группы персонажей.
Искусствоведы отмечали, что «всадник и конь изображены в труднейшем ракурсе, они летят прямо на зрителя, окружённые взметнувшимися комьями снега». И что центральный персонаж картины резко выделяется «укрупнением фигуры и силуэтом, … представляя собой главный нерв и узел напряжения,… и совершенно нешуточно олицетворяя ожесточение боя…»
Известно, что для того, чтобы художник смог уловить и зафиксировать на холсте движение лошади, бросающейся вперёд своей грудью, Александр Суриков и его приятели «раз пять делали городок в своём дворе и звали казака, который, настёгивая лошадь, летел на городок». При этом художник немного сдвинул главного героя влево, разделяя таким образом полотно по горизонтали «на неравные отрезки по принципу золотого сечения».
Точно неизвестно, кто послужил моделью для художника. Возможно, это был некий печник Дмитрий из Красноярска, а по другой версии Суриков писал главного героя с торгошинского казака Стрижнёва. Однако, скорее всего художник создал некий обобщенный образ (в чем он вообще был исключительно силен), объединив черты обоих натурщиков.
Кстати, лошадь, также центральный персонаж полотна, очень характерная, она местной «сибирской породы», тёмно-гнедой масти, большеголовая, низкорослая и коренастая. Конь и всадник прекрасно понимают друг друга, так что перед решающим прыжком всадник даже опустил уздечку, полностью положившись на чутье своего верного друга и предоставив ему абсолютную свободу. Искусствоведы даже отмечали, что Суриков как бы очеловечивает коня, делает его равноправным участником игры, который вполне осознанно получает от нее удовольствие, ничуть не меньшее, чем его хозяин:
«...В глазах лошади ещё осталось возбуждение от криков толпы и ударов защитников городка, но… вместе с тем уже блеснуло выражение какого-то весёлого озорства — её ноздри широко раздуты, а рот приоткрыт, так что на морде появилось подобие улыбки…»
Василий Суриков. Портрет Александра Пестунова. 1890
За первым всадником следуют и его товарищи (выделяют еще пятерых помимо главного героя), их движение направлено из глубины к центру полотна, справа налево. Второго всадника, голова которого возвышается в центре над толпой между хворостин, Суриков писал со своего красноярского знакомого Александра Пестунова. Личность была установлена благодаря сохранившемуся акварельному этюду с подписью. Всадник в ярко-красной шапке, выглядывающий из толпы на заднем плане – это также знакомый Сурикова, ладейский казак Евграф Яхонтов.
Продолжение следует…