nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА. 1891
Часть 4. ЗАЩИТНИКИ И ЗРИТЕЛИ


Даже при самом беглом взгляде на картину становится ясно, что художник очень четко разделил ее на три части. По сути, композицию «Взятия снежного городка» можно даже воспринимать как своеобразный триптих, причем основанный на театральном приёме, когда наиболее активное действие происходит в центральном проёме, а в боковых находится массовка и статисты, причём некоторые из них даже повёрнуты спиной к условной линии рампы.
Центр полотна таким образом занимают атакующие всадники, а также довольно большая компания защитников крепости, вооруженных хворостинами и трещотками, которыми они пытались отпугнуть коней своих противников. А справа и слева по краям картины, обрамляя и ограничивая композицию, находятся группы радостных и возбуждённых зрителей, наблюдающих за игрой. Среди них выделяются отдельные персонажи и группы. У левого края – кучер на розвальнях, грозящий кнутом, а справа – богато оформленные сани с высоким задником (кошева) с компанией, состоящей из мужчины и двух женщин в дорогих шубах.
Суриков постарался придать индивидуальные характеристики практически каждому из участников массовки, его герои не выглядят однообразной «народной массой», напротив, каждый из них представляется отдельной и очень неординарной личностью.

Василий Суриков. Крестьянин с хворостиной. 1890-91

Среди защитников городка выделяется фигура молодого крестьянского парня в белом нарядном тулупе, отделанном яркой вышивкой по подолу, подпоясанного красным кушаком. У него простое и бесхитростное лицо с ярким румянцем, которое «озарено улыбкой и светится от удовольствия и восхищения ловкостью торгашинского казака». Крестьянин высоко поднял хворостину, но уже не для того, чтобы хлестнуть коня, а радостно приветствуя победителя. Сохранился этюд Сурикова «Крестьянин с хворостиной», который можно сравнить с окончательным вариантом, вошедшим в картину, что дает возможность увидеть, в каком направлении шли творческие поиски художника. В конечном итоге крестьянин оказался «более молодым, жизнерадостным, охваченным весёлым упоением жизни».
Другим ярким персонажем из группы защитников городка является светловолосый парень в рыжем тулупе, который так сильно замахнулся для удара, что не заметил, как у него слетела с головы шапка. Суриков изобразил его со спины, мы видим только крепкие руки и плечи, ладную фигуру и красивые слегка вьющиеся волосы. Мне почему-то кажется, что это был местный красавчик, любимец местных девушек, две из которых, стоящие в левой группе зрителей (одна в голубой, другая в коричневой шубках), возможно, смотрят не столько на всадника, сколько на него.

Василий Суриков. Александр Суриков в шубе

Среди зрителей выделяется группа у правого края холста: мужчина и две женщины, сидящие в кошеве. Для образа мужчины с эффектными усами в шубе и меховой шапке Сурикову позировал его брат Александр. Есть версия, что эту роскошную соболиную шубу специально для работы над картиной одолжили в местном музее.

Василий Суриков. Портрет Екатерины Рачковской

Даму в синей шапке с бобровой опушкой и горностаевой пелерине, которая сидит спиной к зрителям, художник писал со своей двоюродной племянницы Татьяны Доможиловой, преподавательницы Красноярского епархиального женского училища. Вторая героиня, дама в платке и темной шубе, которая сидит в кошеве боком, опустив руку с муфтой на разноцветный ковёр, которым покрыта спинка саней, — это Екатерина Рачковская, жена красноярского врача Петра Рачковского.


Тюменский ковер на выставке в Российской академии художеств

Богато украшенная кошева является самым ярким фрагментом картины: у нее зелёная дуга с расписным декоративным узором и валдайскими колокольцами. А ее спинка оформлена ковром с цветочным узором. Это так называемый «тюменский ковер», рисунок которого строится на сочетании разноцветных (красные, синие, голубые, белые, зелёные) цветов и листьев, вытканных на тёмном фоне. Ковры такого типа были широко распространены в Сибири, они часто использовались и в домашнем интерьере, и для утепления саней. Тот, что использовал в своей картине Суриков, искусствоведы признали истинным шедевром народного ковроткачества. Яркие декоративные цвета тюменского ковра на картине определяют не только цветовую гамму всей композиции, но также служат для усиления общей атмосферы радости и веселья. К тому же ковёр логично уравновешивает динамику центральной части полотна.
У самого правого края полотна видна жёлтая спинка лёгких городских саней (так называемых «козырьков»), в которых находится еще од ин колоритный персонаж – мужчина в меховой шубе и бобровой шапке. Его Суриков писал с ладейского казака Ивана Перова. А кучер в собачьей дохе, сидящий в дровнях у левого края холста и поднявший в восторге руки, в одной из которых кнут, — это крестьянин Михаила Нашивошникова из села Дронино или из Ладеек).

Василий Суриков. Девушка в шубке

Среди других зрителей, изображённых в левой части картины, особо выделяется девушка в синей шубке с окаймлением из белого горностаевого меха. Некоторые исследователи даже называли ее Снегурочкой и утверждали, что в её поэтичном облике «чувствуется нечто сказочное» и что она «напоминает о тех лирических, полных подлинной красоты созданиях народной фантазии, которыми так богат русский фольклор».

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment