nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ. ВЗЯТИЕ СНЕЖНОГО ГОРОДКА. 1891
Предыдущие посты:
Часть 1:https://nikonova-alina.livejournal.com/687703.html
Часть 2:https://nikonova-alina.livejournal.com/688560.html
Часть 3: https://nikonova-alina.livejournal.com/689204.html
Часть 4:https://nikonova-alina.livejournal.com/689926.html

Часть 5. Снег



На картине Сурикова есть еще один главный герой, - это снег, основная составляющая часть зимнего сибирского пейзажа. Снег на картине не просто является фоном для происходящего действия, он заполняет собой пространство, объединяет зрителей и участников действа, как бы обволакивает их, и даже сам оказывается важной составной частью зимней игры.
В правой части полотна над головами зрителей можно разглядеть покрытые снегом крыши сибирского села, в центре и слева на заднем плане – уходящие к горизонту горные цепи, очертания которых теряют свою чёткость в мягкой воздушной дымке. Действие происходит в последний день масленицы 1890 года. Тогда Прощеное воскресение пришлось на 23 февраля, то есть для Сибири это еще самый разгар зимы. Поэтому на картине изображен характерный для этого времени облачный день, а снег не переливается и не искрится.
Вообще, если в чем Суриков и был абсолютно гениален, так это в изображении снега. Известно, что в «Боярыне Морозовой», где действие также происходит зимой Суриков использовал более 150 оттенков белого, синего, серого тонов и т.д. для изображения снега. Снег на картине «Взятие снежного городка» особенный, он не свежий, пушистый, только что выпавший, а «полевой, лежалый, плотный, с обломками хворостин, с торчащими стебельками рыжей травы». И то, как лихо он разлетается под напором всадника и его коня, дополнительно подчеркивает энергию и удаль двух центральных персонажей. В левой части холста снег имеет голубоватый оттенок, но в целом в картине он написан в более тёплой цветовой гамме с использованием золотисто-розовых и желтоватых оттенков.
В картине нет яркого солнечного света, и есть мнение, что этот сибирский пасмурный день не совсем типичен, что он «как-то прозрачнее и цветистее», чем обычно, покров туч тоньше и реже, а свет выглядит более рассеянным. Несмотря на то, что солнца не видно, оно «рассыпает какую-то тончайшую пепельно-жемчужную пыль, отлично выявляющую силу красочных пятен, … но при этом не приводящую к сильным светотеневым контрастам».
Сам художник впоследствии вспоминал: «В „Снежном городке“ я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи».
Картина имела счастливую судьбу. Несмотря на то, что при сравнении «Взятия снежного городка» с «Боярыней Морозовой», предпочтение отдавали «Боярыне» (масштабный исторический сюжет, более глубокая психологическая проработка образов персонажей и т.д.), но позитивное настроение «Взятия снежного городка», энергия и яркий сибирский колорит явно выделяли работу среди прочих произведений Сурикова. Даже суровый Стасов в какой-то мере проникся. По поводу этой работы он писал, что на картине Сурикова «Взятие снежного городка» изображена «современная бытовая сцена, интересная и характерная… <автор полотна> сибиряк родом, и знает, как никто, тамошнюю свою родину и тамошних людей». Описывая зрителей, изображённых на картине, Стасов отмечал их красоту, здоровье, свежесть, веселье, молодость и изящество. И хотя по его мнению это произведение Сурикова «далеко не равняется его великолепной картине „Боярыня Морозова“, но, наверное, принадлежит к замечательнейшим картинам русской школы».
«Взятие снежного городка» в 1899 году приобрел у художника известный коллекционер и меценат Владимир фон Мекк. Суриков получил за него 10000 рублей (правда, в рассрочку, двумя траншами в мае и сентябре). В 1900 году картина оказалась единственным произведением Сурикова, которую представили в российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже. Там она была удостоена серебряное (или по другой информации бронзовой) медали.
В 1908 году несколько знаковых картин русских художников из коллекции фон Мекка были приобретены для собрания Русского музея императора Александра III (Государственный Русский музей). В их числе было и «Взятие снежного городка».
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments