nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

«СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ»: ИСТОРИЯ ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/692502.html

Часть 2.


Зал с работами Виллема Ван Хелста в Рейксмузеуме. Фотография 1860-х гг.

Вдоволь налюбовавшись работами Герарда Доу подростки отправились дальше:
«— Ребята, — громким шепотом позвал Ламберт, — пойдемте посмотрим «Медвежью облаву»!
Это была прекрасная картина работы Пауля Поттера, голландского художника XVII века, писавшего замечательные произведения еще до того, как ему исполнилось шестнадцать лет. Мальчиков она привела в восхищение, так как им понравился ее сюжет…»

Паулюс Поттер. Молодой бык. 1647

Итак, на повестке дня Паулюс Поттер, еще один представитель золотого века голландской живописи, мастер пейзажного и анималистического жанров, в произведениях которого они достаточно часто сочетались. В настоящее время он гораздо более известен, чем Герард Доу, и его полотна с коровами, быками и конями часто экспонируются. Однако его охотничьи сцены кажутся для нашего изнеженного времени слишком жестокими и кровожадными. Во всяком случае для того, чтобы разглядывать и восхищаться сценой в которой собаки и медведи весьма натуралистично рвут друг друга, нужно быть законченным садистом. Однако, у детей, живших 150 лет назад, вероятно была гораздо более крепкая психика.

Паулюс Поттер. Медвежья облава (Медвежья охота)

Впрочем, Поттер действительно может считаться выдающимся анималистом, достаточно только взглянуть, насколько идеально он знал и изображал анатомию животных, которых мог изучать на натуре. Во всяком случае даже в этой «Медвежьей облаве» лошадь и собаки выглядят куда правдоподобнее, чем медведи.

Памятник Паулюса Поттеру в Энкхейзене

Поттер был из числа вундеркиндов, и этот факт его земляки из Энкхейзена увековечили, поставив памятник Поттеру-подростку. Прожил он всего 28 лет (туберкулез), но работал непрерывно, несмотря на болезнь, и за свою недолгую жизнь создал более 100 полноценных живописных произведений. В общем, художник интересный, вполне достойный, но все-таки не гений.
А юные посетители музея в очередной раз продемонстрировали отсутствие художественного чутья:
«Они равнодушно прошли мимо выдающихся произведений Рембрандта и ван дер Хельста, но восторгались одной плохой картиной ван дер Венне, изображающей морской бой между голландцами и англичанами. Потом они, совершенно очарованные, стояли перед портретом двух маленьких мальчуганов, один из которых хлебал суп, а другой ел яйцо. По мнению наших путешественников, главное достоинство этой картины заключалось в том, что мальчишка, который ел яйцо, вымазал себе рожицу желтком, к величайшему удовольствию зрителей…»

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Ночной дозор. 1642

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Еврейская невеста. 1665

Интересно, мимо каких картин Рембрандта герои равнодушно прошли мимо? В Рейксмузеуме находятся и «Ночной дозор», и «Синдики», и «Еврейская невеста» и ещё много чего знакового из его творчества. Впрочем, в то время специалисты только начали открывать заново гениальную живопись художника, а «Ночной дозор», покрытый потемневшим лаком, вообще было очень трудно рассматривать.

Бартоломеус ван дер Хелст. Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора. 1648

Бартоломеус ван дер Хелст, которого мальчики также проигнорировали, - это выдающийся портретист, мастер масштабных коллективных портретов. В музее, в частности, можно увидеть его известную картину «Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора».

Адриан Ван Дер Венне. Порт Мидделбурга. 1615

Ян Ван Дер Венне (Псевдо-ван Дер Венне). Искушение святого Антония

Художников с фамилией ван дер Венне было как минимум двое: Адриан ван дер Венне и Ян ван дер Венне. Второго относят к фламандской школе, и он в основном писал картины на жанровые и религиозные темы. Так что юный герои книги скорее всего разглядывали картину Адриана, у которого в творчестве попадаются и морские пейзажи. Картину с изображением морского боя между англичанами и голландцами мне найти не удалось, так что судить о том, насколько она плоха, я не могу. Но стоит учесть, что Адриан ван дер Венне представлял поколение художников, предшествующее мастерам «золотого века». Он родился в 1589 году и, соответственно сформировался как художник немного раньше, еще на рубеже 16 и 17 вв. Так что определенные технические огрехи, очевидные даже голландским школьникам в его работах вполне могли присутствовать. К тому же он не был в полной мере пейзажистом-маринистом, а предпочитал работать в жанре аллегории и писать бытовые сценки и портреты.

Ян Корнелиус Верспронк. Портрет девочки в голубом платье. 1641

Ян Корнелиус Верспронк. Спящий ребёнок

Еще одна картина, которая очаровала героев, - это изображение двух маленьких мальчиков, один из которых ел суп, а другой – яйцо. К сожалению, Додж не назвала имя художника, а из описания даже непонятно, что это такое – двойной портрет или жанровая сценка. Крупным мастером именно детского портрета был Ян Корнелис Верспронк. У него можно найти и прекрасные тонкие работы с психологической характеристикой юных моделей, и забавные сценки с участием детей. Впрочем, возможно, что автора картины следует искать среди чистых жанристов, мастеров грубоватого юмора, таких как, например, Ян Стен. Это вполне возможно, поскольку далее однозначно описывается картина этого художника:
«…Следующей картиной, удостоившейся их внимания, было прекрасное изображение праздника святого Николааса.
— Смотри, ван Моунен, — сказал Вен Ламберту: — до чего хорошо написано лицо этого малыша! Он как будто знает, что заслужил трепку, но надеется, что святой Николаас еще не вывел его на свежую воду. Вот такие картины мне нравятся: они как будто рассказывают целую историю…»

Ян Стен. Праздник святого Николая. Между 1665 и 1668

Картина Яна Стена «Праздник святого Николая»
действительно можно считаться прекрасным примером жанровой голландской живописи середины 17 века и она явно заслуживает отдельного и более подробного разбора, поскольку мальчики из книги «Серебряеые коньки» явно не заметили и половины прелестных деталей и символов, которые художник включил в полотно.

Продолжение следует…
Tags: истории, картины
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Илья Репин. Портрет Анатолия Кони. 1898 Однажды знаменитому юристу Анатолию Кони предложили занять должность прокурора при…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Сергей Малютин. Король репортёров (портрет Владимира Гиляровского) Известный писатель и журналист Владимир Гиляровский, обладавший…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Михаил Картузов. На чердаке В свободное время Дмитрий Менделеев любил переплетать книги, шил одежду и даже делал чемоданы. Для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments