nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

«СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ»: ИСТОРИЯ ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ ДЛЯ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Часть 1: https://nikonova-alina.livejournal.com/692502.html
Часть 2.https://nikonova-alina.livejournal.com/693346.html
Часть 3. https://nikonova-alina.livejournal.com/694177.html

Часть 4.

Якобус Шумейкер Дойер. Ян ван Спейк

В главе, посвященной походу героев книги в амстердамский Рейксмузеум, отдельно упоминается еще одна картина:
«…— Будь у нас время, Бенджамин, — сказал Ламберт ван Моунен по—английски, — я повел бы тебя в Стадхейс, дом городского управления… <…> что я хочу тебе показать — так это большую картину, на которой изображено, как ван Спейк взрывает свой корабль… Замечательная картина!..»
Эта картина посвящена героическому (с точки зрения голландцев) поступку капитана Яна Ван Спейка, который во время бельгийской войны за независимость начала 1830-х годов, которая в конечном итоге привела к образованию независимого королевства Бельгия, командовал голландской канонеркой. Ван Спейк презирал бельгийцев, и когда 5 февраля 1831 года шторм врезал его корабль в пристань в порту Антверпена, а бельгийцы пошли на штурм и потребовали спустить голландский флаг, он выстрелил из пистолета (либо бросил зажженную сигару в бочку с порохом в трюме корабля. Согласно легенде, он кричал «Dan liever de lucht in» (Я бы предпочел, чтобы меня взорвали). В итоге погибли 28 из 31 члена его экипажа и несколько десятков бельгийцев.
К сожалению, автора картины в книге не называют, но вероятнее всего имелось в виду полотно Якобуса Шумейкера Дойера «Ян ван Спейк», на котором молодой красавец-офицер изображен как раз в момент подготовки к взрыву корабля в весьма патетической позе. Вполне типичная романтическая картина, посвященная недавним событиям.

Дарио де Регойос. Снежная ночь в Харлеме. 1886

А далее мальчики отправляются в путешествие по стране, и следующая часть лекции по голландскому искусству ждет читателя в Харлеме:
«…— Питер, — спросил Людвиг <…>, — ты, кажется, говорил мне вечером, что художник Воуверманс родился в Хаарлеме?
— Да, а также Якоб Рейсдаль и Бергем. Мне нравится Бергем, потому что он был славный малый… Говорят, он во время работы всегда пел песни, и, хотя он умер около двухсот лет назад, в народе все еще рассказывают, как весело он смеялся. Он был великим художником, а жена у него была злая, как Ксантиппа.
— Они чудесно дополняли друг друга, — сказал Людвиг: — он был добрый, а она злая. Но, Питер, пока я не забыл: та картина, на которой изображен святой Губерт с конем, — она написана Воувермансом, да? Помнишь, отец вчера показывал нам гравюру, сделанную с нее
— Да, помню. С этой картиной связана целая история.
— Расскажи! — крикнули двое — трое мальчиков, подъезжая поближе к Питеру.
— Воуверманс, — начал капитан тоном оратора, — родился в 1620 году, ровно на четыре года раньше Бергема. Он был мастером своего дела и особенно хорошо изображал лошадей. Как ни странно, люди так долго не признавали его таланта, что даже после того, как он достиг вершины своего мастерства, ему приходилось продавать свои картины очень дешево. Бедный художник совсем пал духом и, что еще хуже, был по уши в долгах. Однажды он беседовал о своих заботах с духовником, а тот был одним из тех немногих, кто понимал, как гениален художник. Священник решил поддержать его: дал ему в долг шестьсот гульденов и посоветовал продавать свои картины подороже. Воуверманс послушался и постепенно расплатился с долгами. Его положение сразу улучшилось. Все стали ценить великого художника, писавшего такие дорогие картины; он разбогател. Вернув священнику шестьсот гульденов, Воуверманс послал ему в знак благодарности картину, на которой изобразил своего благодетеля в виде святого Губерта, преклонившего колена перед своим конем. Это та самая картина, Людвиг, о которой мы говорили вчера вечером…»

Якоб Ван Рейсдал. Вид на Харлем. 2-я треть XVII в.

Итак, в этой главе упоминаются трое голландских художников, уроженцев Харлема: Якоб ван Рейсдал, Бергем и Якоб ван Воуверманс. Рейсдал и в то время считался выдающимся мастером, а сейчас его вообще ценят исключительно высоко. Он был великолепным пейзажистом, предвосхитившим появление романтического пейзажа.

Николас (Клас) Питерс Берхем Старший. Вечер в Италии

Под именем Бергем, скорее всего подразумевается Николас (Клас) Питерс Берхем Старший, который имел два прозвища – «ван Харлем» по месту рождения и «Теокрит живописи» благодаря своему таланту. Он работал в жанре так называемого «пасторального пейзажа» и был одним из заметнейших представителей итальянского направления в голландской пейзажной живописи XVII века. В Италии он бывал неоднократно, а еще он дружил с Якобом ван Рейсдалем и даже совершил вместе с ним путешествие в Вестфалию. Берхем Старший и при жизни не входил в число наиболее значительных мастеров «золотого века», тем более, что он работал в весьма специфическом и не самом востребованном жанре.

Филипс Воуверман (Вауэрман). Белая лошадь

А вот Воуверманс, несмотря на весь свой очевидный талант и прижизненную славу, в наше время опустился на уровень среднестатистического художника эпохи «золотого века». Все-таки изображения лошадей, даже самые выдающиеся нам не столь интересны, чем жанровые сцены или натюрморты, полные различных аллюзий и тонких намеков.
Далее мальчики обсуждали еще одну картину, которую увидели уже не в музее, а в витрине какой-то антикварной лавки:
«…Людвиг все еще говорил о картине, которая произвела на него такое сильное впечатление. Он видел ее во время прогулки в витрине одного магазина. На этой картине, плохо написанной, были изображены двое мужчин, связанных друг с другом спина к спине и стоявших на борту корабля в толпе моряков, которые готовились бросить связанных в море. Этот способ казни пленников назывался «вутсполен», то есть омовение ног, Так голландцы казнили пиратов в Дюнкерке в 1605 году, а испанцы — голландцев во время страшной резни, последовавшей за осадой Хаарлема. Как ни плохо была написана картина, но выражение лица у пиратов было передано хорошо. Мрачные, доведенные до отчаяния пленники все же казались такими жестокими и злобными, что Людвиг при виде их в столь беспомощном положении был втайне доволен…»
Честно говоря, мне не удалось найти ни одной картины с изображением этой экзотической казни. Гравюры, посвященные событиям в Дюнкерке в основном представляют морские сражения, а массовые казни голландцев после осады Харлема показаны вполне традиционно – банальные виселицы и эшафоты.

Массовые казни жителей Харлема. Голландская листовка рубежа 16-17 вв.

Продолжение следует…




Tags: истории, картины, сюжет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments