nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

ИСТОРИЯ ЮДИТ ЛЕЙСТЕР, НЕОБЫЧНАЯ И ТИПИЧНАЯ ОДНОВРЕМЕННО
Часть 1.

Юдит Лейстер. Автопортрет. 1633 (?)

Первая женщина в истории нидерландского искусства появилась еще в 16 веке. Это была Катерина ван Хемессен, дочь художника Яна ван Хемессена, который и был ее учителем. В принципе, чаще всего так оно и происходило в те далекие времена. Отец-художник при отсутствии наследника мужского пола или в случае, если сын оказывался категорически бездарен, обучал своему ремеслу дочь, и иногда из этого действительно что-то получалось.
Но вот каким образом стала художницей дочь харлемского пивовара Яна Виллемса Лейстера, совершенно непонятно. Юдит Янс Лейстера была восьмой из девяти детей в семье Яна Лейстера и Трийн Яспердр. Она родилась в 1609 году. Помимо пивоварни отец Юдит владел еще и ткацкой мастерской (по другой версии он портным), так что семья была относительно обеспеченной. Все было хорошо до 1624 года. Тогда по неизвестной причине Ян Лейстер разорился и официально объявил о банкротстве.

Юдит Лейстер. Мальчик и девочка с угрём и кошкой

Судя по всему, примерно в это время пятнадцатилетняя Юдит Лейстер и начала учиться живописи у художника и гравера Питера Франса де Греббера, известного своими историческими композициями и портретами. Возможно, Греббер был знакомым ее отца, или она попала в его мастерскую по рекомендации каких-то друзей семьи, которые посоветовали мэтру обратить внимание на талантливую девочку. Скорее всего Юдит пошла учиться, чтобы помочь семье после банкротства отца.
Как происходило обучение также неизвестно, однако всего четыре года спустя Юдит Лейстер была упомянута в знаменитой книге голландского политика и поэта Сэмюэля Ампцинга «Описание и похвала Харлема», представлявшей собой описание его родного города в поэтической форме. Судя по этому факту к своим двадцати годам Юдит стала достаточно примечательной личностью в Харлеме.
В 1628 году семья Юдит переехала во Вриланд недалеко от Утрехта. Предполагается, что там девушка могла познакомиться с так называемыми утрехтскими караваджистами Хендриком Тербрюггеном и Герритом ван Хонтхорстом. В сентябре 1629 года ее родители переехали в Зандам недалеко от Амстердама, однако точно неизвестно, поехала ли с ним Юдит. Скорее всего к началу 1630-х годов она уже вернулась в Харлем. Но документально подтверждено только ее присутствие в качестве крестной матери при крещении дочери Франса Хальса Марии в ноябре 1631 года.

Юдит Лейстер. Весёлый пьяница. 1629

Ее первая подписная работа, дошедшая до нас, датируется 1629 годом. А к 1633 году она уже официально состояла членом Харлемской гильдии Святого Луки. До сих пор среди специалистов по голландскому «золотому веку» ведутся споры о том, кто был первой женщиной, зарегистрированной в Гильдии: одни источники сообщают, что это была Лейстер в 1633 году, но, возможно, право первенства в этом вопросе принадлежит все же Саре ван Баальберген, которая могла стать членом гильдии на два года раньше, в 1631.
Вообще исследователи утверждают, что в Голландии 17 века работали десятки женщин-художников, который в принципе вполне могли быть допущены к участию в конкурсе Гильдии Святого Луки. Однако, скорее всего это были или вдовы художников, которые работали под именем покойного мужа, или же женины из ремесленной среды – вышивальщицы, гончары, художницы по дереву или металлу, чьи работы принадлежали их гильдиям. Так что в любом случае, ситуация независимой и незамужней художницы Юдит Лейстер была для Голландии того времени уникальной.

Продолжение следует…
Tags: биографии, женщины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments