nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ (КОПЬЯ). 1635
Часть 1.

Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1635

Когда-то давным-давно, почти 400 лет назад, шла Восьмидесятилетняя война за независимость 17 нидерландских провинций от испанского господства. Война эта шла с переменным успехом, и великие победы каждой из стороной перемежались с не менее великими поражениями. Такой грандиозной победой испанских войск считалась взятие города Бреды 2 июня 1625 года доблестным итальянским кондотьером, состоявшем на службе у испанского короля, доном Амброджо Спинола-Дория.

Бреда. Набережная канала. Современный вид

Мастерская Питера Пауля Рубенса. Портрет дона Амброджо Спинола-Дория

Ян Антонисзон Равенстейн. Портрет Юстина Нассауского

Бреда была небольшой, но стратегически значимой крепостью, расположенной у границы с испанским Брабантом, и могла стать важным плацдармом, если бы голландцы перешли в наступление и попытались продвинуться на эту территорию. Но главным в осаде Бреды было даже не это, а вопрос престижа и поднятия боевого духа испанской армии, потерпевшей до этого эпизода несколько досадных поражений, и всей испанский нации в целом.
Гарнизон крепости составляли чуть более 5000 человек, а испанцы выставили против него 80-тысячную армию. Подкрепление к крепости вовремя пробиться не смогло, продовольствие кончалось, и тогда губернатор Бреды Юстин Нассауский, незаконнорожденный сын Вильгельма Оранского, принял решение о сдаче крепости, причем на довольно лояльных условиях. Населению Бреды была предоставлена свобода вероисповедания, а доблестный гарнизон со всем своим оружием, с развевающимися знаменами и барабанным боем отошел в Гертруденберг. Известно, что дон Амброджо Спинола вообще отличался рыцарски благородным отношением к поверженным врагам.

Хосе Леонардо. Дворец Буэн-Ретиро. 1637

В 1635 году память об этой великой победе было решено увековечить. В это время Диего Веласкес и другие придворные художники работали над циклом батальных полотен для Зала королевств королевского дворца Буэн-Ретиро. Двенадцать полотен цикла должны были прославить победы войск Филиппа IV, продемонстрировать непобедимую мощь и славу испанских Габсбургов. Рядом располагался цикл Франсиско де Сурбарана с изображением десяти подвигов Геракла, а также портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской и маленького наследника, инфанта Бальтазара Карлоса. Оформлением зала лично занимался всесильный министр граф Оливарес, он и распорядился, чтобы Веласкес написал для зала конный портрет, сцену битвы и сцены сдачи Бреды.

Диего Веласкес. Конный портрет инфанта Бальтазара Карлоса. 1635

Для «Сдачи Бреды» изначально была предложена очень жесткая программа, но работая в рамках королевского заказа, Веласкесу, тем не менее удалось создать по-настоящему гениальное произведение, которое считается одним из высочайших достижений в его творческом наследии. У него получилась «самая испанская из всех испанских картин», как говорили о «Сдаче Бреды» современники.

Диего Веласкес. Портрет дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса. Ок.1638

Продолжение следует…
Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments