nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ (КОПЬЯ). 1635
Часть 2.


На первый взгляд может показаться, что «Сдача Бреды» - картина на редкость простая и понятная. Веласкес строит композицию так, что суть происходящего как будто совсем не нуждается в дополнительных пояснениях. На переднем плане видны две группы людей: слева – побежденные, справа - победители. В той группе, что размещена слева, персонажи изображены в полный рост, а в правой видны только головы людей, которые визуально как бы поддерживаются огромным телом лошади. В центре промежуток, свободное пространство, которые образуется при использовании художником своего излюбленного композиционного приема – расположения фигур буквой «U».
Передний план в центре картины занимают двое главных героев: слева – Юстин Нассауский, справа, соответственно, – дон Амброджо Спинола. Когда Веласкес начал работу над картиной, обоих героев осады Бреды уже не было в живых. И если с доном Спинолой-Дория художник встречался лично (в 1629 году они даже плыли в Италию на одном корабле), и позднее написал его портрет по памяти, то внешность Юстина Нассауского, скорее всего он представлял лишь по известным изображениям. На мой взгляд, Юстин у Веласкеса получился не очень похож на его прижизненные портреты. Но с другой стороны, вполне возможно, что и сам художник понимал, что портретное сходство Юстина – его слабое место, и потому изобразил его лицо в профиль, так что его черты достаточно сложно рассмотреть.
В руках у Юстина впечатляющих размеров символический ключ от города. Склонившись в почтительном и униженном глубоком поклоне он передает его победителю. Однако, дон Амброджо Спинола и сам слегка склоняется в сторону Юстина, мягко, но покровительственно, положив ему руку на плечо. Оба полководца сняли свои шляпы. Их позы переданы не застывшими, а в определенном динамическом развитии. Вообще, взаимоотношения главных героев более всего напоминают не финал военной кампании, а какой-то придворный ритуал. Это впечатление усиливают и их чистые и нарядные костюмы, вполне пригодные для визита в какой-нибудь королевский дворец. При этом Юстин одет в светский наряд, а Амброджо – в эффектные черно-золотые рыцарские латы, и у обоих костюмы дополняют роскошные брабантские кружева.
Вообще, эта сцена скорее всего была плодом воображения Веласкеса. В подобной ситуации представитель побежденной стороны как правило опускался перед победителем на колени и передавал ключ в гораздо более униженной позе. Скорее всего, художник постарался подчеркнуть рыцарское благородство, милосердное и гуманное отношение к побежденным врагам, которым славился дон Спинола.
Веласкес населяет полотно достаточно значительным количеством персонажей. Это восемь человек из свиты Юстина Нассауского, и более десяти сопровождающих дона Спинолы. Любой из этих героев может рассказать свою историю, настолько яркую индивидуальную характеристику дал каждому из них художник. Один из самых симпатичных героев – совсем юный офицер в светлом камзоле, откровенно огорченный поражением своего гарнизона. Кто-то из более опытных военных утешает его, положив ему руку на плечо.
А среди испанцев стоит обратить внимание на персонажа в шляпе с плюмажем, изображённого у самого края холста. Этот человек смотрит прямо на зрителя и кажется немного отрешенным от основного действия, как будто он размышляет над чем-то гораздо более масштабным и значительным, чем эта локальная военная победа. Многие искусствоведы считают, что это автопортрет самого Веласкеса.
Центр среднего плана занимает палаточный лагерь испанской армии, прямо за ним на небольшом холме крепость Бреда, окутанная пороховым дымом, а ещё дальше на горизонте слева виден дым от пожара, очевидного символа военных бедствий.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments