nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ (КОПЬЯ). 1635
Часть 4. Выводы


В «Сдаче Бреды» Веласкес использует не самую типичную для себя палитру, она гораздо богаче, чем, например, в его портретах. Иногда искусствоведы даже утверждают, что Веласкес вообще не доверял цвету, и если была такая возможность ограничивался черным, серым и серебряным тонами. Но в данном случае он демонстрирует «великолепные всплески палитры». Картина выполнена в относительно светлой и холодной цветовой гамме, а наличие местами достаточно ярких тонов относят ко влиянию венецианской живописи. Однако Веласкес не использует резких ярко-красных или ярко-синие цвета, в картине доминирует спокойная коричневая гамма. Блестящую работу с пространством, перспективой и светом в «Сдаче Бреды» специалисты также объясняют тем опытом, который художник приобрел во время поездки в Италию.
Но все-таки, о чем же эта картина на самом деле? Для современников и земляков Веласкеса ответ был однозначным: она о великой победе испанской армии, о ее силе и мощи, о ее благородных военачальниках, и как следствие – о величии самой испанской нации. Собственно, в этом и заключался королевский заказ, который Веласкес блестяще выполнил.
В искусствоведении советской эпохи «Сдачу Бреды» было принято оценивать как «во всех отношениях настоящую историческую композицию…, которая дает очень глубокое и исключительное по своей проницательности сопоставление испанской и голландской армий… как противостоящих друг другу общественных лагерей. Сам факт успеха испанского оружия, представленный в картине, отнюдь не выглядит как решающая победа могучей абсолютистской державы над своим противником… общая оценка художником представителей республиканских Нидерландов, необыкновенно ярко и убедительно выявленный в них народный элемент позволяет зрителю именно в этом общественном лагере увидеть залог исторического будущего», - так патетически писал о ней Евсей Ротенберг.
И несмотря на старомодную тяжеловесность этого текста, есть в нем определенная сермяжная правда. На самом деле испанцы и голландцы действительно изображены по-разному. Голландцы – по отдельности, как отдельные и независимые личности, испанцы – плотной общей группой, которая поддерживается копьями и грандиозной лошадью.
Но на мой взгляд, на самом деле это история о людях вообще, каждый из которых интересен сам по себе. В картине на самом деле нет противопоставления двух стран или двух систем государственного устройства. В сущности, голландцы и испанцы ничем друг от друга не отличаются, и, если не знать деталей исторического события, невозможно определить с какой стороны, кто стоит. Обычно утверждается, что это испанцы относятся к происходящему индифферентно, но на самом деле и каждый из голландцев изображен сам по себе, и их взаимодействие идет, также как и у испанцев, не на общественном, а на личностном уровне.

Диего Веласкес. Автопортрет. 1645

Конечно, картина гениальна, но как мне кажется, гениальность Веласкеса заключалась и в том, что ему удавалось делать то, что хотелось ему самому, в тех исключительно жестких рамках, в которых он был вынужден работать. И «Сдача Бреды» отличный тому пример.
P.S. В 1637 году голландцы благополучно отбили Бреду назад у испанцев.


Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments