Часть 1.
Валентин Серов. Портрет Мики Морозова. 1901
«Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Благороднее ли молча терпеть
Пращи и стрелы яростной судьбы,
Или поднять оружие против моря бедствий
И в борьбе покончить с ними?..»
Монолог Гамлета. Перевод Михаила Морозова
Иногда бывает очень любопытно размышлять о том, кем стали дети изображенные на портретах известных художников, а точнее таких мастеров, которых считают лучшими портретистами в истории мирового искусства.Конечно, с учетом того, что значительная часть подобных работ относится к периоду существования традиционно организованного общества, особых неожиданностей, а тем более загадок здесь ждать не приходится. Юный принц скорее всего станет королем (если, конечно, переживет своего отца-короля и не падет жертвой какого-нибудь придворного заговора), симпатичный маленький сын аптекаря унаследует бизнес своего отца, а вовсе не сбежит с бродячей театральной труппой, а очаровательная дочь банкира выйдет замуж за мужчину своего круга, проживет спокойную и благополучную жизни и, может быть, даже будет счастлива.
Но вот портреты детей, рожденных в переломные эпохи, могут таить в себе и неожиданные сюрпризы. Это сейчас мы хорошо представляем себе, что могло случиться с теми, кто родился в России на рубеже 19-20 веков. Вариантов могло быть множество, а линия жизни у некоторых свивалась в совершенно нераспутываемый клубок. И вот вопрос, могли ли художники, писавшие юных отпрысков богатых и благородных российских семейств хоть как-то предвидеть их дальнейшие истории?
Попробуем разобраться на примере одного из самых великолепных детских портретов в истории русского искусства, возможно, даже самым лучшим из них, – портрете Мики Морозова, написанного Валентином Серовым в 1901 году.
Валентин Серов. Портрет М.А.Морозова. 1902
Серов тесно общался с семейством промышленника, коллекционера и мецената Михаила Абрамовича Морозова, пользовался покровительством его и его супруги Маргариты Кирилловны, но дружбы, такой, какая была у него с Мамонтовыми, здесь, вероятно, все-таки не было. Художник писал всех троих детей Морозова, в 1902 году выполнил великолепный и очень известный портрет самого Михаила Абрамовича, а позднее, уже после смерти главы семейства работал над портретом Маргариты Кирилловны, правда закончить его не успел.
Валентин Серов. Портрет М.К.Морозовой. 1910
Мать Мики, Маргарита Кирилловна, урожденная Мамонтова, так писала о серовском портрете своего сына Мики:
«… Детей он (Серов) всегда писал особенно хорошо… Например, портрет моего сына Мики, висящий теперь в Третьяковской галерее, был в этом смысле особенно удачен…»
В 1901 году, когда Серов приступил к работе над портретом младшего сына Морозовых, Мики, мальчику было 4 года. Мне не удалось точно выяснить, где именно художник писал этот портрет, было ли это в его собственной мастерской или же в доме заказчика. Однако известно, как именно Серов заставлял ребенка достаточное время сохранять нужную ему позу и выражение лица.
Художник всегда работал долго, и даже ребенка писал несколько сеансов. Чтобы непоседливый малыш достаточное время сидел на одном месте и не пытался убежать, напротив его стульчика поставили специальную коробку, и Серов периодически во время сеанса клал туда для него новый подарок. Мика все время хотел заглянуть в коробку, что ему разрешали, только когда художник заканчивал сеанс, и поэтому на лице мальчика постоянно сохранялось выражение удивления и радостного ожидания, что и было нужно Серову.
Продолжение следует…