nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ПОРТРЕТ МИКИ МОРОЗОВА. 1901
Часть 2.


Валентин Серов. Портрет Мики Морозова. 1901

Все признают, что писать ребенка – немыслимо сложная художественная задача, ведь дети очень подвижны, их поза и выражение лица постоянно меняются, но Серов справился с ней абсолютно блестяще.
Перед зрителями предстает маленький мальчик, сидящий на стульчике или детском кресле. Художник полностью сосредотачивается на образе своей модели, совершенно пренебрегая окружающим интерьером, фоном, деталями. Самое яркое пятно на картине – белая рубашка Мики, которая прекрасно подчеркивает его золотистые кудри и розовые щеки. Мальчик сидит в очень энергичной позе, и зритель чувствует, что еще мгновение и мальчик спрыгнет со стула и бросится навстречу чему-то новому, необычному, интересному. Художник акцентирует внимание на лице Мики, его широко открытых, блестящих от возбуждения глазах. Щеки мальчика горят ярким румянцем, рот полуоткрыт.
Портрет построен на контрастах. На коричнево-темном фоне отчетливо выделяется белая одежда мальчика, а его фигуру обрамляет золотистое сияние. Серов использовал этот прием для того, чтобы подчеркнуть энергию и подвижность ребенка. За счет глубокого построения пространства и работы над перспективой, у зрителя создается такое впечатление, будто мальчик смотрит с полотна прямо на него.
Серову удалось гениально передать то мгновение, тот момент, когда и происходит познание мира ребенком, когда он открывает мир и сам раскрывается миру, зримо проявляя все те качества, которые и отличают ребенка от взрослого – непосредственность, естественность, открытость и неукротимое любопытство, жажду новых впечатлений, новых знаний и открытий.
Но все это свойственно не только ребенку, но и человеку творческому или же ученому. И вот, став взрослым, Михаил Морозов всю свою жизнь шел сразу в двух этих направлениях. Он очень рано лишился отца – Михаил Абрамович умер в 1903 году в возрасте 33 лет, когда Мики было всего шесть (младшая сестра Мики Маша, четвертый ребенок Морозовых, родилась спустя три месяца после смерти отца).

Михаил Михайлович Морозов

Образование Михаил Морозов получил в Англии, ему с раннего детства прекрасно давались иностранные языки, и за границей он изучал английский язык и литературу. По возвращении в Россию он завершил свое образование на филологическом факультете Московского университета. А с 1920-х годов началась его творческая и научная жизнь. Он работал в театре как режиссёр, читал лекции по истории театра, занимался переводами. Позднее преподавал английский язык и читал лекции по истории английской литературы на английском языке. Он был прекрасным преподавателем, которого обожали студенты.
Он фактически стоял у истоков советского или, скорее, российского шекспироведения. Уже в 1930-х годах Михаил Морозов подготовил академическое издание «Гамлета» на английском языке, и кроме подробного комментария включил в книгу также и специально созданный для неё словарь. Параллельно он как консультант продолжал сотрудничать с театрами, которые работали над постановками шекспировских пьес. В 1937 (!) году Морозов создал и возглавил Кабинет Шекспира и западноевропейского театра при Всесоюзном театральном обществе. Он организовывал всесоюзные шекспировские конференции, много лет вёл шекспировский семинар на филологическом факультете МГУ. А после закрытия Кабинета Шекспира в 1949 году во время так называемой борьбы с космополитизмом был назначен главным редактором издававшегося в Москве на английском языке журнала News. Он консультировал Бориса Пастернака, когда поэт работал над своим переводом «Гамлета».

Слева направо: верхний ряд - А.Я.Таиров, М.М.Морозов, С.А.Герасимов, А.Е.Новогрудский;
Нижний ряд – миссис Джейн Пристли, Джон Бойнтон Пристли, Н.И.Акимов

К сожалению, Михаил Морозов ушел из жизни очень рано, в 1952 году в возрасте 55 лет. Сохранилась легенда, зафиксированная в воспоминаниях А. В. Летенко, согласно которой в 1952 году высшее руководство СССР решило провести в Москве какую-то особую конференцию с участием наследников знаменитых русских купеческих фамилий — Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и др., чтобы наладить отношения с эмиграцией, а, главное, «привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики».
Вроде бы Михаил Михайлович как потомок знаменитой купеческой династии был назначен ее ответственным организатором (и к тому же у него был соответствующий опыт и знание языков). В благодарность он якобы получил от государства роскошную отдельную квартиру, дачу и персональный автомобиль. В итоге «буквально ошеломленный предстоящими переменами Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких. <…> Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер». Как утверждал Летенко, об этом в 1954 году он узнал от заведующего кафедрой английского языка МГИМО Н. Н. Матвеева, который был лично знаком с Михаилом Морозовым.
Однако, скорее всего это лишь городская легенда. Близкие Михаила Михайловича рассказывали совершенно другую, гораздо менее романтичную историю о том, что в день смерти он как обычно работал над какой-то статьей, потом ему стало плохо, а спасти его уже не успели. Скорее всего у него было наследственно слабое сердце, тем более что его отец ушел из жизни в еще более раннем возрасте.
Стоит заметить, что биография Михаила Морозова сложилась очень благополучно с учетом тех реалий, в которых ему пришлось существовать. Может, он и не жил так, как жила его семья до революции, но он занимался любимым делом, был уважаемым человеком и даже оставил свой след в отечественной науке. Как будто что-то хранило его от бед, может, тот самый серовский портрет?
Друзья Михаила Морозова всегда поражались его невероятному сходству с ребенком, изображенным на картине, причем это сходство отчетливо прослеживалось даже в зрелом возрасте. Но мог ли Серов угадать, что именно тяга к познанию и будет путеводной звездой маленького Мики на протяжении всей его жизни? Или же художник действительно воплотил в его образе свое представление об идеальном детстве вообще, ведь многие искусствоведы прямо называют портрет Мики Морозова «настоящим гимном беззаботному детству»?

P.S. «…Бедняжка сидела, вздыхая, под клёном,
‎— все пойте: зелёная ива.
С рукой на груди, склонив голову на колени,
‎— пойте: ива, ива, ива.
Рядом с ней бежал свежий ручей и бормотанием своим повторял её вздохи,
‎— пойте: ива, ива, ива.
Её соленые слезы падали и смягчали,
‎— пойте: ива, ива, ива.
<…>
‎Все пойте: зелёная ива будет мне венком…»
Песня Офелии. Перевод Михаила Морозова
Tags: анализ, биографии, портрет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…