Часть 1.
Джон Сингер Сарджент. Портрет мадам Х. 1883
Никто никогда не может предсказать, каким образом закончится то или иное предприятие, и почему самый лучший замысел и самое великолепное его исполнение порой может привести к настоящей катастрофе или по крайней мере к не самым благоприятным переменам в жизни. В 1881 году Джон Сингер Сарджент, американец, большую часть жизни проживший в Европе, впервые увидел двадцатидвухлетнюю Вирджинию Готро, светскую львицу, считавшуюся в то время самой красивой женщиной Парижа.
Джон Сингер Сарджент. Портрет доктора Поцци (Доктор Поцци у себя дома). 1881
Тогда он писал портрет доктора Самуэля-Жана Поцци, знаменитого парижского врача-гинеколога и ещё более знаменитого ловеласа. У Поцци были романы с самыми известными актрисами и певицами, в том числе и с самой Сарой Бернар. А на момент написания портрета он состоял в отношениях с супругой банкира Пьера Готро Вирджинией. Скорее всего она посещала мастерскую Сарджента, когда он писал портрет ее любовника, и именно тогда художник и заметил ее необыкновенную красоту.
Вирджиния Амели Авеньо Готро. Фотография 1878 года
Вирджиния Амели Авеньо была уроженкой Нового Орлеана, но ее семья имела французские корни. Ее отец, плантатор, погиб во время Гражданской войны, когда Вирджинии было всего три года, пять лет спустя ее овдовевшая мать привезла девочку в Париж. Во Франции она получила образование и очень быстро стала заметной фигурой во французском обществе. Она считалась одной из самых заметных красавиц Парижа, это была белокожая брюнетка с идеальной (по моде того времени) фигурой в форме песочных часов. Известно, что она использовала рисовую пудру с перетертой лавандой, чтобы подчеркнуть бледность кожи (а по слухам даже принимала мышьяк), а волосы и брови красила хной. В Париже рубежа 1870-80 годов она считалась эталоном стиля и элегантности.
Это был единственный раз в карьере Сарджента, когда он сам стал инициатором написания портрета. Он буквально преследовал Вирджинию, умоляя ее позировать ему. Через два года, в 1883, она, наконец согласилась. Почему она уступила уговорам не самого модного и не самого именитого на тот момент художника, который не так давно покинул мастерскую своего учителя Каролюс-Дюрана, хотя до этого постоянно отказывала всем, кто предлагал написать ее портрет, точно неизвестно. Может свою роль сыграл тот факт, что они оба были по рождению американцами, и Вирджиния прекрасно понимала, как Сарджент нуждается в поддержке и одобрении общества, в шансе прославиться, продемонстрировать свой талант, и где-то даже сочувствовала ему. Художник предполагал, что сможет выставить портрет Вирджинии на ближайшем Парижском салоне, и это обеспечит ему успех и внимание публики. Он писал одному из их общих знакомых:
«У меня есть огромное желание нарисовать ее портрет. Также у меня есть все основания думать, что она позволит это, поскольку ждет кого-то, кто сможет передать всю ее красоту. Вы могли бы сказать ей, что я человек потрясающего таланта…»
Работа над портретом началась зимой 1883 года и затянулась на несколько месяцев. Причин для этого было насколько. Во-первых, мадам Готро вела бурную светскую и общественную жизнь, и ей было некогда подолгу пребывать в мастерской художника, а во-вторых у нее совершенно не было опыта позирования, и ей было очень сложно долгое время сохранять неподвижную позу.
Джон Сингер Сарджент. Набросок к портрету мадам Готро. 1883. Карандаш
Джон Сингер Сарджент. Набросок к портрету мадам Готро. 1883. Акварель
В июне 1883 года Вирджиния предложила Сардженту посетить имение ее мужа в Бретани. Там работа пошла быстрее, и Сарджент смог сделать около тридцати предварительных набросков для картины карандашом, акварелью и маслом, в том числе и довольно известный этюд «Мадам Готро пьет тост».
Джон Сингер Сарджент. Мадам Готро пьет тост. 1883
Но и здесь Вирджиния продолжала вести бурную светскую жизнь, у нее постоянно были гости, а ещё она вела дом и заботилась и о четырехлетней дочери, и о своей матери, которая жила вместе с ней.
Сарджент страдал и жаловался в письмах друзьям на её «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень».
Продолжение следует…