ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ – ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Часть 1.
Апостол Лука Богоматерь Владимирская
Если считать, что самым первым живописцем христианского мира был апостол Лука, то тогда первой моделью в истории оказывается сама Дева Мария, а итогом их сотрудничества была самая знаменитая в мире икона, которая, согласно легенде, в конце концов, попала на Русь после крещения и получила название «Богоматерь Владимирская». Разумеется, взаимоотношения между первым художником и первой моделью были самыми благочестивыми, овеянными ореолом святости. Но прошли века, и даже тысячелетия, и все изменилось. В наши дни разговоры о художниках и их натурщицах зачастую приобретают оттенок скабрезности. И действительно, очень многие живописцы вели себя весьма вольно, если рядом с ними оказывались прекрасные и доступные обнаженные красавицы.
Вероятно, самые ранние истории о художниках и моделях относятся к эпохе Ренессанса. Фра Филиппо Липпи (ок.1406 – 1469), как это свидетельствует из его имени, был монахом и одновременно великолепным художником. Особенно прекрасно у него получались образы Богоматери. Он исполнял заказы для многих женских монастырей, и всегда просил позировать самую юную и прекрасную послушницу. Шли ли их отношения дальше, по большей части неизвестно, но слухи о его любвеобильности ходили в Италии постоянно.
Однажды он по-настоящему влюбился в свою юную модель-монахиню (либо послушницу) Лукрецию Бути. Филиппо, которому в то время уже было около пятидесяти лет, без особых проблем соблазнил девушку, и уговорил ее сбежать из монастыря. Через год у невенчанной пары родился сын Филиппино, который потом тоже стал художником. Ситуация, зашедшая в тупик, в конце концов, была благополучно разрешена папой римским, который дал беглецам особое разрешение для вступления в брак, освободив от всех монашеских обетов.
Между прочим, фра Филиппо был не слишком счастлив, узаконив отношения с возлюбленной (видимо, он не решился спорить с папой в этом вопросе). Современники утверждали, что он предпочел бы остаться на вольном положении, а, вынужденно вступив в брак, все равно продолжал свои любовные похождения. Впрочем, есть версия, согласно которой Лукреция Бути вовсе не была благочестивой послушницей, а, напротив, была довольно известной в определенных кругах куртизанкой, и Фра Филиппо выбрал ее своей моделью не только за ангельское личико, но и за весьма бурный темперамент и опыт в определенной и отнюдь не самой нравственной сфере жизни.
Микеланджело Св.Себастьян (Вероятно, один из Леонардо да Винчи
учеников Леонардо да Винчи)
Двое титанов Возрождения, Микеланджело (1475 – 1564) и Леонардо да Винчи (1452 – 1519) тоже постоянно становились объектами сплетен и слухов, касающихся любовных приключений, тем более, что оба никогда не были женаты. Правда, им приписывали романы не с девушками, а с юношами, моделями или учениками и подмастерьями, работавшими в мастерских. Впрочем, никаких достоверных сведений на этот счет не сохранилось. Сто лет спустя такие же обвинения, и уже несколько более обоснованные будут высказывать в адрес не менее великого Караваджо (1873 – 1610), который, вероятно действительно имел определенные отношения со своими юношами-моделями.
Караваджо Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Несколько больше известно о взаимоотношениях с моделями другого гения Высокого Возрождения – Рафаэля Санти (1483 – 1520). Рафаэль был весьма лакомым кусочком по меркам любого времени – успешный, обласканный властью, состоявшийся и состоятельный, да еще и красавчик. Естественно, он имел успех у женщин, и пользовался им. В числе его возлюбленных числилась, например, племянница кардинала Биббиены, Мария, на которой он даже хотел жениться, и женился бы, если бы она неожиданно не умерла. Другой его возлюбленной и, соответственно, моделью, которая позировала ему в частности для образа Девы Марии в знаменитой «Сикстинской мадонне», была куртизанка Форнарина («Дочь пекаря»). Рафаэль умер неожиданно рано, ему едва исполнилось 37 лет, и Вазари связывал его раннюю смерть с сексуальной невоздержанностью. Хотя современные исследователи более склоняются к версии с так называемой «римской лихорадкой» (одной из форм тропической малярии), жертвой которой вроде бы и пал великий художник, заразившись после посещения археологических раскопок.
Рафаэль. Форнарина Рафаэль. Сикстинская мадонна Рафаэль. Донна Велата
Один из самых знаменитых французских художников стиля рококо, Франсуа Буше (1703 – 1770), умудрился жениться на своей прелестной модели Мари-Жанн Бюзо. Ему было 30 лет, ей – 17, и их семейная жизнь была далека от идеала, хотя вполне укладывалась в более чем вольные представления о нравах этого блестящего, но весьма развратного века. Мари-Жанн изменяла мужу, он об этом знал, но тоже не был святошей. Ведь ему позировали самые прелестные девушки своего времени, например Луиза О`Мерфи, которая работала натурщицей с 14 лет. Она послужила моделью для одной из самых эротичных картин кисти Буше – «Лежащая девушка» (1752), популярность которой была столь велика, что Буше написал с нее несколько копий. А Луиза О`Мерфи достигла вершины карьеры для дамы полусвета своего времени и стала любовницей короля Франции Людовика XV. Позднее близким другом Буше (что бы этот ни значило в 18 веке) стала самая знаменитая фаворитка короля – мадам Помпадур. Буше через нее получил мастерскую в Лувре, ежегодную пенсию в 1000 ливров, должность директора Королевской мануфактуры гобеленов и пост директора Королевской академии живописи и ваяния. Неплохая карьера для сына человека, который зарабатывал на жизнь, рисуя узоры для вышивок.
Мари-Жанн Бюзо Луиза о`Мерфи маркиза Помпадур
Влиятельная любовница-модель была и у испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828). Известно, что в 1796-97 годах у Гойи была связь с одной из самых знатных и красивых дам Испании, герцогиней Альба. Он написал несколько ее портретов, на которых даже есть некие тайные знаки, подтверждающие их любовные отношения (например, кольцо с именем Гойи на руке герцогини). Также, согласно распространенной версии, которая до настоящего времени никем не опровергнута, она позировала художнику для двух самых известных и весьма пикантных его картин – «Маха одетая», и «Маха обнаженная» (1797-98). В 1802 году герцогиня Альба умерла, но Гойя трепетно хранил память о ней до конца жизни.
Гойя. Портрет герцогини Альба Гойя. Маха обнаженная
Конечно, художники часто писали дам достаточно высокого положения, и иногда вступали с ними в связь, но все–таки более распространенный вариант натурщицы – это дама полусвета или, если называть вещи своими именами, проститутка.
Такой статус имела, например, знаменитая натурщица, работавшая с участниками «Братства прерафаэлитов», Фанни Корнфорт. Она представляли именно тот тип женской красоты, который казался прерафаэлитам идеальным. Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), глава «Братства» имел одновременно двух любовниц – одной из них была Фанни, предназначенная, по словам самого художника «для тела», а второй – еще одна его натурщица, Элизабет Сиддал. Эта была уже «для души», и на ней Россетти в конце концов женился.
Сиддал была ко всему прочему, поэтессой, по причине слабого здоровья (у нее был тубергкулез) пристрастилась к лаундануму и очень рано умерла, возможно, от болезни, а возможно и по причине самоубийства, одной из причин которого могло быть рождение мертвого ребенка. В браке с Россетти Сиддал фактически прожила только два года, хотя вместе с художником они были почти десять лет. Россетти был настолько потрясен потерей возлюбленной, что опустил в ее гроб единственную рукопись своих лучших поэм. Правда, через десять лет добился разрешения на эксгумацию, чтобы достать стихи обратно. Горе к тому времени, видимо, несколько поутихло.
Фанни Корнфорт Элизабет Сиддал Джейн Моррис
Впрочем, в 1870-х годах еще одной его страстью, трудно сказать насколько платонической, была супруга его товарища художника Уильяма Морриса, Джейн, урожденная Бёрден. Ее он также неоднократно писал в самых разных вариантах.
Но когда на закате своих дней, Россетти, впал в депрессию и уединился в своем доме, его навещали только двое друзей – художник Форд Мэдокс Браун, у которого он в свое время начинал учиться живописи, и модель Фанни Корнфорт, вероятно, напоминавшая ему о радостных временах его молодости.
Продолжение следует…