Часть 2.

Джон Сингер Сарджент. Портрет мадам Икс. 1883
Именно в Бретани Сарджент окончательно определился с платьем и с позой своей модели. Он решил изобразить Вирджинию в сложном развороте, когда ее корпус повёрнут к зрителю, голова поставлена в профиль, а правая рука выдвинута назад и опирается на низкий столик. Это позволило создать определенную динамику позы и подчеркнуть эффектные контуры фигуры модели. Как и в своих предыдущих работах художник использовал холст достаточно больших размеров (234,95 см × 109,86 см).

Джон Сингер Сарджент. Этюд к картине «Портрет мадам Икс. 1883
Героиня одета в черное шелковое платье с исключительно смелым декольте, которое держится лишь на двух тонких золотых бретельках (зритель не знает, что лиф платья на самом деле жесткий, это корсет, скомбинированный из металлических прутьев и китового уса). Первоначально одна из бретелек была спущена, что еще более подчеркивало красоту и округлость плеча модели.

Франческо Сальвиати. Милосердие. Ок.1553
Считается, что источником вдохновения художника явились фрески Франческо Салвиати (де Росси), видного представителя итальянского маньеризма, работавшего в том числе и в Фонтенбло при Франциске I, который часто использовал подобную постановку фигур в своих произведениях. В картине есть несколько тонких намеков на античную классику: ножки низкого столика украшают резные фигуры сирен, а тиара в виде полумесяца, которую носит Вирджиния, символизирует богиню Диану. Любопытно, что эта деталь не была придумана художником, а являлась как утверждали современники «органической частью самовыражения Вирджинии Готро».
Даже когда художник окончательно определился с композицией и начал более интенсивную работу, продвигался он довольно медленно. В письме к другу он писал: «Однажды я был совершенно неудовлетворен тем, что делаю, и наложил более светлый тон на прежний мрачный фон … <высокая и стройная> фигура модели демонстрирует гораздо большее преимущество…» 7 сентября Сарджент пишет: «Все еще в Параме, греюсь в сиянии лица моей прекрасной модели», чуть позднее, когда работа близилась к концу, он сообщает: «Лето определенно закончилось, а с ним…, я признаю, я был рад быть в Les Chênes [поместье Готро]».
Вирджиния Готро была в восторге от картины, она была уверена, что ее портрет окажется шедевром. Однако, когда работа Сарджента была выставлена в Парижском салоне 1884 года, что-то пошло не так, и вместо триумфа разразился грандиозный скандал, который затронул и художника и модель.
Возможно, что-то такое подсознательно подозревая, Сарджент выставил портрет под названием «Портрет мадам ***». Однако с помощью столь наивного приема сохранить анонимность женщины, которую прекрасно знали в парижском свете, было невозможно. Публику шокировало в портрете все, не только откровенное платье и спущенная бретелька, но также подчеркнутая бледность кожи и даже розоватый оттенок уха. Неестественный цвет кожи восприняли как намек на публичное использование косметики, что в то время было недопустимо для женщины из высшего света, а допускалось только для дам «с низкой социальной ответственностью». Откровенно обнаженные плечи ассоциировались с демонстративной сексуальностью и ставило под удар репутацию модели. А кое-кто даже сравнивал цвет кожи модели с трупом.
Писательница Жюдит Готье, пребывая в некотором недоумении, также, как и большая часть публики, писала о портрете так:
«…Это женщина? Химера, геральдический единорог, гарцующий в углу щита? Или работа какого-нибудь восточного орнаменталиста, которому человеческая форма запрещена и который, желая изобразить женщину, нарисовал эту восхитительную арабеску? Нет, ничего из этого (...) Если эта синяя грудь, эти змеиные руки, этот цвет лица, где гелиотроп смешивается с розой, этот тонкий профиль, эти фиолетовые губы, эти полузакрытые глаза, бархатистая тень, фактически являются чем-то химерическим, это связано исключительно с химерической красотой, которая представлена на холсте...»

Мастерская Сарджента в Париже. Фотография 1885 года
Мать Вирджинии Готро отправилась к художнику и потребовала снять картину с выставки. Он категорически отказался, заявив, что написал модель «в точности так, как она была одета», и «что нельзя сказать о холсте хуже, чем было сказано в печати о ее внешности». А общественное мнение просто лютовало. Сразу же после показа в Салоне портрет стал излюбленным объектом насмешек в бульварной прессе. Её называли новой моделью для туза пик, намекая на очертания верхней части платья. Появились даже многочисленные карикатуры на тему портрета.
Позже художник все же переписал бретельку платья, подняв её на плечо и сменил название на «Портрет мадам Икс», чтобы сделать картину более безличностной и загадочной, однако это уже ничего не могло изменить. Репутация Вирджинии Готро была уничтожена, также, как и парижская карьера Сарджента, которую он так тщательно выстраивал.
Продолжение следует…