Часть 3.
А теперь попробуем разобраться что же на самом деле создал Сарджент, и почему его «Портрет мадам Икс» вызвал столь негативную реакцию в обществе. Не голые же плечи Вирджинии Готро, обсыпанные лавандовой пудрой, на самом деле были этому причиной.
Итак, с точки зрения истории искусства творчество Джона Сингера Сарджента по большей части относят к импрессионизму. К тому же портрет мадам Икс был написан в эпоху высочайшего взлета этого направления. Примерно в это же время были созданы «Завтрак гребцов» Ренуара и «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане. Но вот работа Сарджента, о которой идёт речь, однозначно не имеет никакого отношения к основным установкам импрессионизма. Прежде всего здесь нет ни капли спонтанности, ничего мимолетного и меняющегося. Конечно, мгновенные «впечатления» импрессионистов чаще всего были тщательно выстроены с композиционной и технической стороны, но эта подготовительная работа не была видна зрителю. А здесь перед нами однозначно постановочный, почти салонный портрет, что художник нисколько не скрывает.
Далее. Сарджент вообще считается одним из самых выдающихся портретистов своего времени, но дар портретиста предполагает также и дар психолога, умение проникнуть во внутренний мир своего персонажа, даже в его мысли, а затем передать все это на холсте. Вирджиния Готро, без сомнения, была очень незаурядным и неоднозначным человеком, но ничего от ее личности на портрете нет. В сущности, Сарджент и сам всегда подчеркивал, что его восхищала внешность Вирджинии, и именно этому он и уделил основное внимание, работая над портретом.
Ее ослепительно белая кожа – от высокого лба до изящной шеи, плеч и рук – выглядит исключительно эффектно и подчеркнуто контрастирует с черным цветом ее платья смелым, глубоким и загадочным. Героиню окружает, как бы обволакивая, насыщенный коричневый фон, одновременно и яркий, и достаточно глубокий, чтобы также убедительно контрастировать со светлыми оттенками кожи. Невероятная, явно неестественная белизна открытого тела напоминает о модной «аристократической бледности», а розовое ухо кажется отсылкой к «цвету неприкрашенной плоти».
Сарджент очень тщательно выбирал позу для Готро, и тот вариант, когда ее тело обращено вперед, а голова повернута в профиль, также создает определенную загадку ее личности. Стол на который опирается модель, своими очертаниями с изгибами ее тела и позой, которая в то время считалась вызывающе сексуальной.
Таким образом портрет получился не только загадочным, но и подчёркнуто и откровенно эротичным, что без сомнения и явилось основным раздражающим моментом для публики. Но дело еще в том, что Вирджиния Готро у Сарджента получилась женщиной из другой эпохи. Загадочность, аристократическая бледность, четкие контуры изгибов фигуры, а также вызывающий эротизм образа – это уже основные признаки модерна, декалентского портрета в стиле ар нуво. То есть художник опередил художественную моду на 10-15 лет, и естественно, публика еще не была готова это принять в начале 1880-х.
Продолжение следует…