Предыдущие посты:
Часть 1: https://nikonova-alina.livejournal.com/707089.html
Часть 2:https://nikonova-alina.livejournal.com/708007.html
Часть 3:https://nikonova-alina.livejournal.com/708738.html
Часть 4. Послесловие

Итак, общественное мнение, которое отнеслось к портрету мадам Готро крайне негативно, испортило жизнь одновременно и художнику, и его модели.Публика, конечно, не углублялась в художественные дебри и не размышляла по поводу нового и непривычного художественного языка, которым воспользовался Сарджент. Всех просто возмутила вызывающая поза героини и ее откровенный наряд, выставленные в публичном пространстве. По мнению большинства это просто уничтожило репутацию женщины (хотя тот факт, что у Вирджинии Готро были любовники, был прекрасно известен в обществе и никого особо не шокировал, но одно дело знать по слухам, а другое – увидеть своими глазами конкретное доказательство). Один французский критик даже писал, что, стоя перед портретом во время его показа в Салоне, можно было «услышать все ругательства, какие только есть во французском языке».
Вирджинии Готро пришлось на время оставить французский высший свет и отсидеться в своем бретонском имении. Впрочем, через несколько лет она вернулась и продолжила блистать в парижском обществе. Судя по всему, вся эта история совершенно не повлияла на ее брак, с мужем она не развелась, а после смерти в 1915 году была похоронена в фамильном склепе имения Готро «Les Chênes».

Гюстав Куртуа. Мадам Готро. 1891
Спустя семь лет после того, как Сарджент написал свой «Портрет мадам Икс», в 1891 году портрет мадам Готро создал французский академист Гюстав Куртуа. Как и Сарджент, он изобразил ее в профиль, на ней платье в том же стиле, только белое, которое практически полностью сливается с белоснежной кожей, а его бретелька также спущена с плеча. Любопытно, что на сей раз публика приняла портрет очень благосклонно. Возможно, в нем уже не было такого вызова и дерзости, а возможно, и вкусы публики уже несколько изменились.

Антонио де ла Гандара. Мадам Пьер Готро. 1897-98
В 1897 году Вирджиния снова позировала для портрета в полный рост, на сей раз ее писал Антонио де ла Гандара, модный салонный портретист, мастер пастели и графического портрета. И снова героиня изображена в профиль, причем развернутая к зрителю спиной (прием, как бы обратный тому, что использовал Сарджент), на ней опять исключительно смелое платье цвета слоновой кости, с открытыми плечами и спиной, а в руке она держит веер из страусиных перьев. Этот вариант сама Вирджиния любила больше всего. По общей трактовке образа модели, а также по колориту портрет получился гораздо более консервативным. Но, в принципе, и Куртуа и де ля Гандара откровенно эксплуатировали художественные находки своего предшественника Сарджента.
А Сарджент еще какое-то время пробыл в Париже, понял, что получать заказы у представителей высшего света он уже никогда в Париже не будет, махнул на все рукой и отправился в Лондон, где его карьера очень быстро пошла в гору.

Джон Сингер Сарджент. Этюд к картине «Портрет мадам Икс». Ок.1884 (?)
После неудачного показа в Парижском салоне Сарджент выставил «Портрет мадам Икс» сначала в своей парижской, а потом в лондонской мастерской. С 1905 года картину демонстрировали на нескольких международных выставках, а в1916 году художник решил продать ее в Музею Метрополитен, его тогдашнему директору Сарджент написал: «Я считаю, что это лучшее из того что я сделал на настоящий момент». Существует и вторая, неоконченная версия портрета с опущенной правой бретелькой, которая в настоящее время находится в Галерее Тейт в Лондоне.