nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

МЭРИ КЭССЕТТ: АМЕРИКАНКА В ПАРИЖЕ
Часть 10.


Мэри Кэссетт в 1913 году

Участие в Колумбовской выставке принесло Мэри Кэссетт не только настоящую славу и признание среди соотечественников (помимо того, что она выполнила фреску для Женского павильона, она еще предоставила свои картины для выставки), но также и очень приличный гонорар. Денег, которых Мэри заплатили за работу, ей хватило, чтобы приобрести старинный особняк в 50 милях к северо-западу от Парижа. Этот чудесный уголок стал её резиденцией на все оставшиеся годы.


Мэри Кэссетт. Портрет матери. 1890

Она переехала туда с матерью в 1893 году. Миссис Кэссетт тогда была уже очень тяжело больна, и Мэри, как и все ее близкие, понимали, что дни ее сочтены. Однако смерть матери в 1895 году оказалась для нее настоящим потрясением. Как когда-то после смерти любимой сестры Лидии, Мэри снова впала в депрессию и практически перестала работать.


Мэри Кэссетт. Лето. 1894

Кэссетт понимала, что ей, для того, чтобы как-то встряхнуться и снова начать работать нужна перемена обстановки, и осенью 1898 года она решила отправиться на родину. В Америке она не была уже более четверти века. В Штатах на этот раз она провела несколько месяцев, и во Францию вернулась весной 1899 года. В следующий и последний раз она совершила очень краткую поездку домой спустя почти десять лет, в 1908 году.
По возвращении во Францию Кэссетт осознала, что её работы, ее манера, которая ещё совсем недавно так нравилась публике, больше уже никого не интересуют. Она продолжила работать в своем стиле, не желая подстраиваться под изменяющиеся вкусы эпохи, но теперь это, скорее, были картины созданные для себя.


Мэри Кэссетт. Поцелуй. 1902

А ведь среди них тоже были настоящие шедевры, как, например, прелестный «Поцелуй». Этот грациозный и очень интимный семейный портрет композиционно напоминает «Святые семейства» старых мастеров, а, точнее, те варианты композиции, где Мадонна и младенец изображались с маленьким Иоанном Крестителем или с ангелами. Но даже эту чудесную работу критики не одобрили, а, наоборот обвинили Мэри в попытке «профанировать высокую религиозную тему».


Мэри Кэссетт. Рейн Лефевр с светловолосым ребенком и Сара, держащая кота. Материнство. 1902

Искусство развивалось и шло вперёд, возникали новые художественные течения, например фовизм и кубизм, которые Кэссетт категорически не принимала. Ее картины становились все более сентиментальны (видимо, сказывался возраст), и подвергались все большей критике, хотя у нее оставался и определенный круг преданных поклонников.


Мэри Кэссетт. Гарднер и Эллен Мэри Кэссетт. 1899

В 1904 году Кэссетт получила орден Почетного легиона от правительства Франции в знак признания ее вклада в искусство страны, а вот в Америке известность шла к ней достаточно медленно. Но ещё более ее огорчало то, что она не получила особого признания в кругу своей семьи. Главной звездой Кэссеттов был старший брат Мэри, Александр, который сделал блестящую карьеру, дослужившись до должности президента Пенсильванских железных дорог. Впрочем, Мэри любила брата, дружила с ним, а его семья, его дети и внуки, в определенном смысле компенсировали ей отсутствие собственной. И его неожиданная смерть в 1906 году оказалась для нее ещё одной трагедией.


Мэри Кэссетт. Портрет миссис Хейвмейер и ее дочери Электры 1895

С этого времени она практически перестала писать. Большую часть времени она проводила теперь в обществе своей давней подруги Луизы Хейвмейер и ее мужа, помогая им собирать коллекцию полотен старых мастеров и художников 19 столетия. Затем она сотрудничала ещё с несколькими крупными коллекционерами, причем одним из условий ее работы было их обещание пожертвовать свои коллекции американским музеям.


Мэри Кэссетт. В саду. 1910-е гг.

В 1910 году Кэссетт совершила последнее в своей жизни далёкое путешествие. Она побывала в Египте, где была поражена красотой его древнего искусства, но этот восторг спровоцировал окончательный творческий кризис. Поездка утомила Мэри, которая заявила, что она «раздавлена силой этого искусства», что «боролась с ним, но оно победило, это, безусловно, величайшее искусство, которое оставило нам прошлое … мои руки слишком слабы, чтобы когда-либо нарисовать нечто подобное...»
Возможно, поездка не принесла ей удовольствия и пользы, поскольку Кэссетт уже была тяжело больна. В том же году у нее диагностировали диабет, годом позже ревматизм, невралгию и катаракту. После 1914 года она почти ослепла и полностью перестала рисовать.
Тем не менее, она продолжала активно участвовать в движении за избирательные права для женщин, и в 1915 году, показала восемнадцать своих работ на выставке в поддержку этого движения. Возможно, общение с единомышленницами-феминистками в какой-то мере спрашивало ее одинокое существование.


Мэри Кэссетт. Девушка в большой шляпе. 1909

А в последние годы жизни Мэри чувствовала себя очень одинокой. Почти все её друзья-импрессионисты к тому времени уже умерли а сил чтобы пересечь Атлантику и навестить родственников у уже неё не было.
Мэри Кэссетт умерла 14 июня 1926 года в Шато де Бофрен, недалеко от Парижа, и была похоронена в семейном склепе в Ле Мениль-Терибю, рядом с матерью. Ей было 82 года.
Tags: Кэссетт, биографии, женщины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments