Часть 1.

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном. Ок.1545
Это великолепный портрет, один из самых значительных в итальянском искусстве 16 века, высшее достижение маньеризма. Бронзино продемонстрировал блестящее владение кистью, невероятный уровень мастерства, особенно в том, что касается передачи фактуры различных материалов. Модель воистину прекрасна, ребенок рядом с ней похож на ангела… Но тем не менее, когда я смотрю на этот портрет, меня не оставляет мысль, что с ним что-то не так. Но начнем разбираться по порядку.

Бронзино. Портрет Козимо I Медичи. 1537
В 1537 году герцогом флорентийским стал Козимо I Медичи, унаследовавший этот титул от своего убиенного кузена Алессандро. Он мечтал о том, чтобы его двор затмил своей пышностью и великолепием дворы прочих европейских правителей, и потому не пожалел усилий, чтобы собрать вокруг себя лучших скульпторов и живописцев. Аньоло Бронзино, ведущий на тот момент флорентийский художник, и к тому же приемный сын и наследник знаменитого Якопо Понтормо, вошел в эту команду на вполне законных основаниях. Любопытно, что первый заказ, исполненный им для Козимо был связан как раз с Элеонорой Толедской, на тот момент ещё его невестой. Бронзино было получено «художественно» оформить свадьбу герцога. Сейчас уже невозможно узнать, что именно сделал тогда художник, но его решение очень понравилось и герцогу и его молодой жене, и с того времени Бронзино стал не просто придворным, а любимым художником Козимо Медичи.

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской. 1543
Разумеется, он много раз писал и самого герцога, и его супругу и прочих членов весьма многочисленного семейства Медичи. Вазари в главе своего монументального «Жизнеописания», посвященной Бронзино (на тот момент ещё живущего и активно работающего мастера) на протяжении нескольких скучнейших абзацев перечисляет всех представителей дома Медичи, которых писал художник. Есть там и упоминание о портретах Элеоноры Толедской:
«…и на другом холсте [ Бронзино написал] его супругу сеньору герцогиню… не прошло много времени, как он, по желанию герцогини, второй раз написал ее портрет, но в отличие от первого – вместе с ее сыном, доном Джованни…»
Традиционно считается, что в данном случае Вазари упомянул именно тот портрет, о котором идёт речь, поскольку на втором известном портрете Элеоноры Толедской с сыном, написанном несколькими годами ранее, она представлена со своим первенцем Франческо. Этот портрет сохранился только в виде эскиза, и не факт, что вообще был закончен. Другие аналогичные изображения до нас не дошли (а, между прочим, у Элеоноры было 11 детей), хотя это совершенно не означает, что их не было вовсе. В наше время исследователи в отличие от Вазари не так категоричны, и охотно выдвигают другие версии по поводу личности ребенка, изображённого на портрете, соответственно меняя и датировку картины.

Бронзино. Портрет Гарции Медичи. 1550
С учётом того, что мальчику на портрете около трёх-четырех лет, это может быть и старший сын Франческо, и в таком случае картина должна была быть создана до 1545 года, поскольку он родился в 1541 году и четвертый сын – Гарция, рожденный в 1547 году, и тогда дата создания работы отодвигается ещё на 3-4 года позже, то есть это может быть 1550-51. Однако, существует отдельный портрет маленького Гарции Медичи, также написанный Бронзино и достаточно точно датированный 1550 годом, и на мой взгляд, у него нет особого портретного сходства с мальчиком на портрете Элеоноры Толедской (хотя фамильное сходство явно прослеживается).
Ещё один сын, рождённый Элеонорой в соответствующий период времени, в 1547 году, Пьетро, прожил менее года, так что это точно не он. Видимо, скорее всего, действительно правы сторонники самой традиционной версии, и в данном случае на портрете вместе с матерью изображен второй сын Элеоноры Толедской, Джованни, 1543 года рождения. Кстати эту теорию доказывает и отдельный портрет маленького Джованни.

Бронзино. Портрет Джованни Медичи в детстве
Продолжение следует…