Часть 1:https://nikonova-alina.livejournal.com/721681.html
Часть 2:https://nikonova-alina.livejournal.com/721681.html
Часть 3.

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской с сыном. Ок.1545
Итак, на первый взгляд, портрет Элеоноры Толедской с сыном работы Аньоло Бронзино представляет собой безупречное и идеальное произведение искусства. Однако, когда начинаешь изучать картину более детально, но возникает ощущение какого-то непонятного диссонанса, какого-то мелкого раздражения, вроде занозы или заусеницы на пальце.
Проблема в том, что мать и сын на портрете вообще никак не взаимодействуют. Можно возразить, конечно, что она положила ему на плечо свою руку, однако она сделала это так отстраненно (если не брезгливо), что этот жест совершенно невозможно трактовать как проявление материнской любви. Такое впечатление, что художника гораздо больше интересовала возможностью наилучшим образом изобразить идеально красивые пальцы Элеоноры, длинные, безупречно ухоженные, цвета слоновой кости. Любопытно, что на этих ее великолепных пальцах вообще нет никаких колец, что вообще невероятно для замужней дамы такого ранга. Надо полагать, что Бронзино, очарованный совершенством ее рук, сознательно не стал отвлекать внимание зрителя от их естественной красоты. Сын Элеоноры правда положил свою маленькую ручку на платье матери, но он сделал это так осторожно и как-то даже пугливо, словно до начала сеанса ему несколько дней внушали, чтобы он не посмел ничего испортить в ее великолепном наряде.

Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской
Причины такой холодности могут быть разными. Прежде всего напрашивается мысль о том, что художники-маньеристы, который всегда ставили во главу угла внешнее совершенство изображения, идеальную красоту (в своем представлении), были гораздо менее были озабочены передачей эмоционального состояния своих героев. Однако и у них можно найти немало примеров трогательных сцен с изображением материнства. Конечно, по большей части, это сцены, связанные с Богоматерью и Иисусом, но дело в том, что для человека того времени персонажи Священной истории были идеальными героями, с которых всем надлежало брать пример в обычной жизни. И, соответственно, Мария была идеальным примером для подражания, в том числе и в части проявления и выражения материнской любви.

Бронзино. Святое Семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем. Ок. 1530
Между прочим, некоторый намек на соответствие Элеоноры Толедской образу Богородицы на портрете есть. Фоном полотна служит глубокий и очень красивый синий цвет, напоминающий о традиционном цвете мафория Марии, при этом пространство вокруг ее головы немного высветлено, что кажется намеком на нимб. Так что скорее всего, эта внешняя холодность Элеоноры по отношению к сыну, была свойством ее натуры, отчасти объясняемой тем жестким воспитанием, которое она получила при испанском дворе.

Паоло Веронезе. Портрет графа Порто с сыном. 1555
И по поводу изображения реальных семейных отношений. Есть довольно известный портрет работы Веронезе, написанный десятилетием позже, на котором изображены граф Порто и его сын. Так вот при определенной схожести композиционного решения, очевидно, что рука графа, положенная на плечо его сына, является не только символом родительской власти, то также и отеческой любви и заботы, а мальчик, который держит отцовскую руку своими обеими руками демонстрирует в свою очередь сыновнюю любовь и трогательное доверие ребенка к своему строгому, но любящему отцу. Но по портрету Элеоноры Толедской невозможно даже сказать, любит ли она своего сына, или нет.
Есть еще одна версия, объясняющая, почему художник выбрал именно такое художественное решение. Можно предположить, что на самом деле, это не совсем портрет, а, скорее рекламный плакат, который должен был продемонстрировать всем заинтересованным лицам уровень богатства и могущества Флорентийской республики.
Еще совсем недавно династическая преемственность Медичи была под вопросом, и вот, пожалуйста, на портрете прекрасный ребёнок, пухленький, золотоволосый, здоровый и крепкий на вид. Достойный наследник, одним словом. Было ли платье любимым нарядом Элеоноры, или нет, не так уж важно, главное, что это платье сшито из ткани, сотканной во Флоренции (хоть и по испанскому образцу), а значит, портрет демонстрирует экономическую мощь республики. Жемчуг и драгоценные украшения герцогини однозначно указывают на богатство и влияние Медичи.
А психология, материнская любовь и прочее, здесь совершенно не причем. Лицо Элеоноры, прекрасное, но совершенно бесстрастное, не выражает абсолютно никаких чувств.
P.S. С детьми Элеоноры и Козимо были связаны многочисленные зловещие слухи.

Бронзино. Портрет Марии Медичи
Молва утверждала, что в 1557 году Козимо лично убил свою старшую дочь Марию, за то, что она полюбила пажа, когда уже была помолвлена.

Бронзино. Портрет Лукреции Медичи
Третья дочь, Лукреция, по слухам, была отравлена в 1561 году по повелению своего мужа герцога Феррарского за супружескую измену.

Баччо Ломи. Портрет кардинала Джованни Медичи

Джорджо Вазари. Портрет Джованни и Гарции Медичи
Ходили слухи, что в 1562 году Гарция Медичи убил своего брата Джованни (того, что на портрете) и за это сам был задушен отцом, после чего Элеонора помешалась от горя и умерла.

Изабелла Медичи
Когда в 1576 году умерла еще одна дочь Элеоноры, Изабелла, то знающие люди утверждали, что её удавил муж за нарушение супружеской верности.

Сани де Тито. Портрет Пьетро Медичи

Алессандро Аллори. Портрет Леоноры Толедской
По поводу этой смерти на самом деле доказательств нет, зато за несколько дней до этого еще один отпрыск Медичи, Пьетро, за измену задушил собачьим поводком свою жену Леонору Толедскую, которая была племянницей Элеоноры и с детства воспитывалась в ее доме.

Питер Пауль Рубенс. Франческо I Медичи

Алессандро Аллори. Портрет Бьянки Капелло

Фердинандо I Медичи
Старший сын Элеоноры, Франческо, получивший титул герцога Тосканы после смерти отца, и его вторая жена Бьянка были отравлены младшим братом Фердинандо, унаследовавшим затем престол Флоренции. Конечно, часть этих слухов ничем не подтверждена, и вполне возможно, что основной причиной смертей потомков Элеоноры и ее самой была действительно малярия или перемежающаяся лихорадка, но тем не менее… Наверное, что-то не так было в этом семействе с воспитанием…