nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ВЛАДИМИР МАКОВСКИЙ. ОБЪЯСНЕНИЕ. 1889-1891


Владимир Маковский. Объяснение. 1889-1891

Владимир Маковский считался среди своих современников почти гением в области жанровых картин. Наверное, с этим можно и поспорить, тем более, что бытовой жанр и критический реализм сейчас как-то не слишком в моде. Но вот если рассматривать его картину «Объяснение», то сразу становится очевидно, что художнику действительно удалось создать очень яркое и неоднозначное произведение.
Вообще, когда Маковский выставил полотно впервые на очередной выставке передвижников, то от нее в восторге были абсолютно все, и рядовые зрители, и критики, и коллеги. Василий Поленов, например, так писал об «Объяснении» в письме к жене:
«…Но что меня совсем захватило, это В.Е.Маковский с маленькой картинкой, изображающей «l'amour au village» [любовь в деревне], только не «au village», а на даче, впрочем, не буду рассказывать, чтобы не портить впечатления, сама увидишь…»
И на самом деле, есть в этой картине что-то сценическое, почти чеховское. Что-то типа:
«В доме Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень; на дворе солнечно, весело. В зале накрывают стол для завтрака… За сценой игра на рояле…»
Вообще, в отличие от Чехова, Маковского вряд ли можно было бы назвать тонким психологом, но в данном случае основную сюжетную канву повествования составляют именно душевные переживания героев.


Владимир Маковский. Перед объяснением. Свидание. 1881

Художника достаточно долго волновал сюжет, связанный с темой объяснения в любви. У него есть несколько полотен, написанных на эту тему. А первый эскиз к картине «Объяснение» он выполнил ещё 1884 году, но в нём ещё не была найдена та особая интонация, которая так пленяет нас в картине, законченной в 1891 году
Итак, на полотне мы видим молодую пару, мужчину и девушку, которые расположились у рояля в затененной гостиной. Зрители видит на заднем плане и дальнюю комнату, залитую ярким солнечным светом, но герои предпочитают полумрак.
Девушка сидит у рояля, нервно перебирая пальцами клавиши, мужчина стоит рядом, чуть облокотившись о музыкальный инструмент. Он тоже нервничает, на что указывает положение рук и то, что он, видимо неосознанно теребит мизинец левой руки пальцами правой. Кажется даже, что именно на этом пальце и сосредоточилось все основное внимание героя.
Внешность и поза молодого человека говорит о крайней степени смущения: лицо залито ярким румянцем, взгляд опущен вниз, фуражка неловко зажата рукой. Его явно очень волнует ситуация, в которой он оказался.
При этом и молодой человек, и девушка, кажется, специально готовились к этому моменту своей решающей встречи. Оба одеты чересчур нарядно для обычного летнего дня. На нем белоснежный китель, черные брюки, прекрасно вычищенные туфли, красиво уложенные волосы. Она тоже выглядит весьма элегантно в своей ярко-красной блузке в горошек, пышной голубовато-серой юбке, и эффектной необычной шляпке. Однако девушка явно удивлена тому, что все случилось так скоро. Героиня смущена и не осмеивается взглянуть на влюбленного, и при этом напряжённо ожидает предстоящего объяснения, возможно, наоборот, досадует на назойливого поклонника.
Интерьер Маковский выполнил в необычной для себя эскизной манере, он сумел прекрасно передать и дачную пустоватость комнат, обставленных разномастной мебелью, и пронизанность пространства светом, льющимся через открытые окна и двери. В манере художника можно увидеть даже некоторые признаки импрессионизма. Белый кафель, которым выложена печь, перекликается с белой тужуркой молодого человека, а холодные блики на плитке - с бликами на полу и крышке рояля. В соседней комнате, по контрасту, интерьер выполнен в теплых золотистых, красноватых и оранжевых тонах.
У зрителя складывается ощущение, что он случайно заглянул в эту комнату и оказался невольным свидетелем сцены, не предназначенной для посторонних глаз. И самое главное, для нас остаётся открытым вопрос о том, в чём именно будет состоять объяснение.
Принимая во внимание яркий и жизнерадостный интерьер второй комнаты, золотистый солнечный свет и общее позитивное настроение, обычно сцену трактуют в положительном русле. Сейчас молодой человек, мучительно стесняясь, выдавит из себя: «дорогая, я вас люблю». Девушка встанет из-за рояля и ответит: «Боже, ну наконец-то, я уже и не надеялась, что вы решитесь…» Он пойдет просить ее руки к ее отцу, получит согласие, на Покров они обвенчаются, и будут жить долго и счастливо (пока не начнется революция, но это уже совсем другая история).
А может быть и нет. Может, пунцовый цвет лица кавалера, это отнюдь не признак стеснительности и смущения, а краска стыда, поскольку вот сейчас ему придется признаться девушке, которую он, возможно, и правда полюбил за время дачного сезона, в чем-то таком, что категорически исключает их дальнейшую совместную жизнь. Может, ему нужно сказать ей, что он игрок и разорен, или что он уже женат, или что он болен постыдной болезнью. А она так смущена и напряжена, поскольку подспудно ожидает чего-то в этом роде. И не случайно их объяснение происходит не в соседней веселой и солнечной комнате, а в этом затененном и мрачноватом помещении.
Так что загадка, оставленная художником, остается неразгаданной. Но все же так хочется, чтобы у героев все сложилось хорошо.

Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments