nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

УИЛЬЯМ ХОГАРТ. САРА МАЛЬКОЛЬМ. 1733

часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/721681.html
Часть 2.

Уильям Хогарт. Сара Малькольм. 1733

Палач Джек Хупер, более известный среди современником под прозвищем Смеющийся вешальщик (за то, что любил шутить со своими жертвами во время казни, а однажды даже чуть не повесил заодно с преступником и священника, пришедшего его исповедать), был убежден, что Сара Малькольм никого не убивала и не лгала на суде, когда клялась в этом на Библии. Но Хогарт, который посетил ее перед смертью, чтобы превратить ее изображение в выгодный коммерческий проект, сказал своему тестю сэру Джеймсу Торнхиллу, который его сопровождал, что «если судить по ее лицу, то она способна на любое злодейство». Именно так, как убежденную преступницу, он и собирался представить Сару Малькольм публике.


Ньюгейтская тюрьма в Лондоне. Гравюра 1810-х гг.

Но что же получилось у Хогарта на самом деле? Итак, он пишет свою героиню (или антигероиню) в мрачном интерьере тюремной камеры. Сару до казни содержали в знаменитой Ньюгейтской тюрьме, расположенной в лондонском Сити. Она считалась самым зловещим местом в английской столице, и Хогарт не жалеет тёмных красок, чтобы это подчеркнуть. Фон портрета написан в темно-коричневых и черных тонах, также, как и одежда героини.
Сара сидит за небольшим столом, на котором лежат только четки с крестом, что должно указывать на ее принадлежность к католическому вероисповеданию (это вполне логично, ведь она – ирландка). Помимо темного верхнего платья на девушке белый чепец и белая нижняя рубашка. Светлый головной убор обрамляет лицо героини и тем самым привлекает внимание зрителя именно к нему. Очевидно, что Хогарт ставил перед собой задачу показать Сару закоренелой преступницей именно через выражение ее лица.
Но что же на портрете видит зритель, особенно если ему неизвестна мрачная подоплека истории? Перед нами девушка с простым, не очень красивым, но тем не менее довольно привлекательным и запоминающимся лицом с крупными чертами, которое выдает сильный характер. Она явно не глупа, прекрасно осознает ситуацию в которой находится и старается с ней примириться, чтобы пережить свою смерть с достоинством. Возможно, поэтому она и находит последнее утешение в вере. При этом Сара обладает великолепным здоровьем, на что указывает яркий цвет лица. Ясно, что румянец на ее щеках, это отнюдь не признак стыда и раскаяния, а следствие отличной физической формы, в которой она находится. Девушка не смотрит прямо на зрителя (и на художника), но это опять кажется не следствием того, что она осознала вину и не может поднять взгляд на своих посетителей, а попыткой уйти в себя, закрыться от внешних раздражителей.
Хогарт акцентирует внимание на ее руках, которые она сложила перед собой на столе. Это сильные и крепкие руки прачки и поденщицы, привычные к тяжёлому труду. Однако художник в данном случае напоминает зрителям, что именно этими руками Сара и задушила свою несчастную хозяйку и ее вторую служанку (первую, Энн Прайс, ту, что была помладше она якобы зарезала).
Но тем не менее, Сара Малькольм, как Хогарт ни старался, впечатление отъявленной злодейки не производит. Я бы предположила, что она действительно никого не убивала, а была всего лишь наводчицей в своей банде. Возможно, она даже и не хотела, чтобы при ограблении были жертвы. Кажется, на судебном процессе упоминалось, что Энн Прайс не было дома, когда были убиты остальные жертвы. Видимо, Сара всего лишь запустила в дом сообщников, дождавшись, когда младшая из горничных уйдет, а хозяйка и вторая служанка будут спать в своих комнатах, но что-то пошло не так.


Уильям Хогарт. Сара Малькольм. Гравюра сер.1730-х гг.

Если кому вся эта история и принесла неплохие дивиденды, так это Хогарту. Он написал портрет Сары, затем сделал с него целую серию дешёвых гравюр, которых после казни девушки разошлись как горячие пирожки. Портрет позднее приобрел у художника писатель Хорас Уолпол, основоположник жанра готического романа. Есть информация, что на деле Малькольм Хогарт заработал не менее 500 гиней, то есть в десять раз больше, чем нашли при обыске у Сары Малькольм.
P.S. Сара Малькольм была повешена на Флит-стрит в Лондоне в начале марта 1733 года, перед смертью она в очередной раз заявила, что невиновна и никого не убивала.
Tags: анализ, женщины, портрет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Антуан Ватто. Урок любви. 1716-17 Однажды французского писателя и моралиста Жана де Лабрюйера спросили, чем женщины отличаются от мужчин. -…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Дж.Райт. Лейла Часть 2. Когда граф де Ферриоль и его воспитанница прибыли в Париж, то он сразу же передал девочку…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Шарль Андре Ван Лоо. Портрет мадам Помпадур в турецком костюме. 1747 Как-то раз французского философа и моралиста Себастьена-Рок-Никола Шамфора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments