nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР. ЗОНТИКИ. 1880-86
Часть 1.


Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1880-86

А вам бы хотелось быть парижской модисткой во времена Ренуара? Такой прелестной и юной, которая утром своими проворными пальчиками делает шляпки для дам с Шоссе д`Антен, затем относит заказы, изящно пробегая по парижской мостовой с этими огромными круглыми коробками или корзинами, потом, днем позирует Мане или Ренуару, а вечером в той же компании отправляется танцевать в Мулен де ля Галетт. Какая же она хорошенькая и беззаботная! Конечно, на самом деле в жизни такой девушки было мало романтики, но в том и заключается волшебство художника, что он может превратить жизненную реальность в настоящую поэзию. А еще он может сам создавать эту самую реальность, используя исключительно силу своего творчества. Не всегда и не у всех, конечно, это получается. Но вот Ренуару кое-что сотворить удалось. И это кое-что – парижанка. Образ женщины, живущей в Париже, по-особому привлекательной, одновременно нежной, страстной и независимой, составляющей как бы суть этого города, воплощающей его дух, впервые появился именно на полотнах Пьера-Огюста Ренуара, а потом уже воплотился в реальности. И самое значительное из его произведений на эту тему, это, без сомнения «Зонтики».
Но «Зонтики» важны для истории искусства не только как великолепный пример ренуаровских женских образов. Эта картина парадоксальным образом сочетает (и вполне органично) стиль Ренуара-импрессиониста и его же последующий, изменившийся стиль, более классический и строгий.
Об истории создания «Зонтиков» известно немного, точнее сказать, эта история несколько запутанная. Ренуар начал писать эту картину примерно в 1880-81 годах. И в это время он закончил три женские фигуры в первой части полотна – молодую даму и двух девочек, вероятно ее дочерей. Остальные фигуры были им только начаты. Картина осталась незаконченной, поскольку в 1881 году художник отправился в путешествие по Италии.
Там на него произвели огромное впечатление образцы античного искусства и живопись эпохи Ренессанса. Его поразила строгость и четкость линий классических произведений, и потому, вернувшись во Францию он решил отказаться от типичной импрессионистической манеры с использованием широких ломаных мазков и слегка расплывчатых форм и приступил к поиску собственного стиля, в котором ему хотелось использовать более определенные формы, четкие линии и более изысканную палитру. А также более значительные темы, чем простые сценки из повседневной жизни. Позднее он так объяснял свои впечатления:
«...Живопись не рассказывают, на нее смотрят… Куртизанки Тициана вызывают желание их ласкать…»
Поэтому, когда спустя пять лет он вернулся к «Зонтикам», то начал работать над ними в совершенно другой манере. Специалисты утверждают, что об этом временном разрыве можно судить даже по нарядам женщин справа и слева, поскольку те, в которые одеты героини справа, совершенно вышли из моды к 1886 году. Ещё более показательным может показаться контраст в способе изображения фигура девушки с корзинкой и мужчины на втором плане слева, а также зонтиков, создающих почти осязаемый объем. В этих фрагментах полотна очевидны признаки меняющегося стиля, переросшего импрессионистическую манеру изображения. Здесь художник использует более четкие линии и классические приемы живописи. Они радикально отличаются от нечетких контуров фигур, выразительных мазков и свободной манеры письма с контрастными темными и светлыми тонами, использованными справа.
Исследования с использованием рентгенографии показали, как именно художник переработал части картины. Особенно сильные изменения претерпела главная женская фигура, расположенная слева. Ренуар полностью переписал ее в более классическом линейном стиле, используя более приглушенные цвета, а также добавил фон и сами зонтики. Даже стиль одежды этой героини изначально был другим: девушка была в шляпе, а на ее платье были горизонтальные ряды оборок, с белым кружевом на манжетах и воротнике. Это позволяет предположить, что она принадлежала к классу буржуа, тогда как в окончательном варианте девушка предстает перед зрителем типичной модисткой, то есть принадлежит к простонародью.
И ещё. Всем известно, что импрессионисты в какой-то момент отказались от использования черного цвета, тогда как колористическое решение «Зонтиков» строится как раз на сочетании различных оттенков черного, с помощью которых художник передает фактуру самых разных предметов и материалов – шелка, бархата и простого сукна нарядов и головных уборов, кожи перчаток и обуви, глубину корзины в руках у героини, и конечно же сияние влаги на черных верхушках раскрытых зонтиков.

Продолжение следует…
Tags: анализ, истории, картины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments