nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ГЮСТАВ МОРО. ЕДИНОРОГИ. 1887-88

Часть 1.


Гюстав Моро. Единороги. 1887-88

Мне всегда было очень интересно понять, где художники находят вдохновение для своих произведений. Разумеется, у всех все очень по-разному. Кому-то достаточно просто выйти на улицу, остановиться возле первой попавшейся лужи, увидеть, как в ней отражается небо и деревья… И вот уже готов шедевр. А кто-то должен наоборот полностью отрешиться от внешних впечатлений, погрузиться в глубины своего подсознания, выкопать оттуда все свои самые тайные страхи, комплексы или мечты, которые потом обретут зримые формы, пугая, ужасая или же, наоборот, восхищая зрителей.
Но бывает и по-другому. Очень часто к творчеству художника подталкивают не непосредственные, а опосредованные впечатления, то есть впечатления от другого произведения искусства. Некоторые исследователи утверждают, что это вообще типичная ситуация для Нового времени, и что большинство из людей, живших с 17 до нашего времени уже в принципе не способны видеть окружающий мир, не сопоставляя его с известными им художественными образцами. И вот именно так, черпая вдохновение в античном и средневековом искусстве, в мифологии и старинных легендах, все это творчески перерабатывая и объединяя силой своего воображения, и работал Гюстав Моро, один из ярчайших представителей французского символизма. Теофиль Готье так писал о его живописи: «…<она>…такая странная, непривычная для глаза и такая обдуманная в своей оригинальности, сотворена для разборчивого, осведомлённого и утончённого духа…» И апофеозом этой творческой утонченности, а также одним из самым ярких примеров творческого метода Гюстава Моро можно считать картину «Единороги».


«По моему единственному желанию». Цикл гобеленов «Дама с единорогом». Кон.15-нач.16 в.

А началось все еще в 1882 году, когда парижский Музей Клюни приобрел знаменитый цикл «Дама с единорогом», состоящий из 6 гобеленов, выполненных во Фландрии на рубеже 15-16 веков. Это совершенно уникальное и великолепное произведение средневекового искусства долгое время было никому не известно и существовало как бы вне культурной среды, пока на него не обратила внимание писательница Жорж Санд, которая еще в конце 1830-х годов несколько раз видела эти гобелены у их тогдашних владельцев в замке Буссак недалеко от Ноана. С этого времени гобелены попали в поле зрения специалистов.


Осязание. Цикл гобеленов «Дама с единорогом». Кон.15-нач.16 в.


Вкус. Цикл гобеленов «Дама с единорогом». Кон.15-нач.16 в.


Обоняние. Цикл гобеленов «Дама с единорогом». Кон.15-нач.16 в.


Слух. Цикл гобеленов «Дама с единорогом». Кон.15-нач.16 в.


Зрение. Цикл гобеленов «Дама с единорогом». Кон.15-нач.16 в.

Символика цикла до конца не понятна. Некоторые исследователи предполагают, что она может быть связана со знаменитым средневековым «Романом о Розе». Цикл «Дама с единорогом» состоит из шести шпалер, пять из которых представляют собой аллегорические изображения пяти чувств, а шестая, которая имеет название «По моему единственному желанию», до настоящего времени адекватно не истолкована. И можно предположить, что в какой-то мере произведение Гюстава Моро, основанное на сюжете и художественной стилистике «Дамы с единорогом», дает свое толкование этого сюжета.
Еще одним источником вдохновения художника считается двухтомник «Неизданные французские памятники», который имелся в личной библиотеке художника, а также выпуски художественного ежегодника «Magasin pittoresque». Занимаясь подготовкой к работе над «Единорогами» Моро много раз копировал и изображения с гобеленов, и иллюстрации из средневековых манускриптов, делал зарисовки средневековых скульптур и ювелирных украшений, которые находил и в залах музеев, и в книгах и журналах.


Гюстав Моро. Единорог. 1880-е гг.


Гюстав Моро. Единорог. 1880-е гг.


Гюстав Моро. Дама и единорог. 1887

Мифический единорог, символ силы и чистоты, стал для Моро самым любимым животным, и он несколько раз изображал его на своих картинах. А «Единороги» стали апофеозом воплощения этой темы в его творчестве.

Продолжение следует…



Tags: истории, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…