nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ГЮСТАВ МОРО. ЕДИНОРОГИ. 1887-88
Часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/7296641.html
Часть 2.


Гюстав Моро. Единороги. 1887-88

Действие своей картины «Единороги», которая является однозначной кульминацией в развитии «единорожьей» темы в его творчестве, Гюстав Моро разворачивает на некоем волшебном острове, где, судя по всему, обитают лишь дамы и их чудесные спутники-единороги. Это необычайное место полно гармонии, покоя и в то же время тайн и загадок. Скорее всего, женщины, живущие на острове, это все же не чистые и невинные девицы, а волшебницы, о которых в средневековых легендах говорится, что они иногда ездят на единорогах верхом.
Моро изображает пятерых дам и состоящих при них четверых единорогов. На переднем плане мы видим двух главных героинь, одну одетую в роскошный фантазийный наряд, другую – обнаженную. На обеих – невероятной формы головные уборы. При них находятся три белоснежных единорога, которые также, как и их хозяйки имеют великолепные украшения. За этой центральной группой находятся ещё две нарядно одетые дамы. По логике повествования, скорее всего, это служанки или компаньонки главных героинь, либо их младшие подруги. Одна из них, та что в центре, в синем платье, сидит, прижимаясь к единорогу, а вторая стоит, держа в руках великолепный кубок.
В центре полотна на среднем плане можно увидеть ещё одну даму в красном плаще, сидящую на берегу водоема и играющую с ещё одним единорогом.


Тиара Констанции Арагонской. До 1222 г.


Альгамбрская ваза с газелями.14-15 вв.


Диптих Никомаха. Византия, 6 в. Фрагмент


Диптих Ареобинда. Византия, 6 в. Фрагмент


Пряжки и заколки из захоронения франкской королевы Арнегунды. Сер.6 в.

Фантазийные наряды своих героинь, их украшения и головные уборы Моро довольно органично составил из известных ему образцов декоративно-прикладного и ювелирного искусства Средневековья и Возрождения. Так, например, можно определить, что головной убор обнаженной героини собран из фрагментов тиары Констанции Арагонской (до 1222 г.), Альгамбрских ваз (14-15 вв.), византийских диптихов из слоновой кости, хранящихся в Музее Клюни и фрагментов украшений франков. Моро соединяет разностильные изделия в единую ткань сплошного узора, в котором живое кажется таким же произведением филигранного мастерства, как и раритет из музейноц коллекции. Ведь невозможно определить, например, являются ли белоснежные лилии в руках обнаженной девушки созданиями природы или шедевром превзошедшего ее мастера. А трава, на которой расположились, персонажи, может оказаться драгоценным изумрудным фоном для сверкающих металлов и каменьев.
За спинами главных героинь расположена сумрачная и таинственная роща, в которой можно разглядеть призрачные и не менее загадочные строения, вероятно святилища или же волшебные жилища обитателей острова. Эти причудливые павильоны нарисованы пером поверх пейзажа и потому кажутся ирреальными, подобными воображаемому проекту сказочного архитектора, неожиданно возникшему подобно краткому видению или миражу.
К берегу подходит небольшой корабль, а ещё одна лодка видна немного дальше в бухте. Иногда появление этих кораблей в мирном волшебном царстве единорогов трактуется как нечто зловещее. По одной версии на лодках плывут чужаки, мужчины, которые, сойдя на берег, тотчас примутся охотиться на единорогов и заставлять невинных дев, единственных, кто способен покорить это грозное и свирепое животное, себе помогать. И все кончится тем, что они перебьют всех единорогов, загрузят в лодки шкуры и рога для продажи (ведь рог единорога - это великая ценность, поскольку он может нейтрализовать любой яд), а всех невинных девиц сделают совсем не невинными.
Есть и второй вариант развития событий, согласно которому дамы с острова – это коварные волшебницы, которые заманивают корабли чужаков на скалы и рифы, а затем наслаждаются зрелищем их гибели.
Однако на мой взгляд, корабли, которые присутствуют на картине, скорее всего принадлежат миру волшебного острова. Стилистически и колористически они никак на выпадают из общей структуры полотна. И к тому же они не движутся, вода под ними даже не колеблется, мы видим только их неподвижные отражения на безмятежной глади бухты. Они как будто составляют ее органическую часть, подобно мысу и скалам, ограничивающим ее. Голубовато- опаловый залив, фиолетово-зелёные скалы на противоположном берегу также кажутся либо загадочным ирреальным видением, либо вполне земным драгоценным сырьем для будущего ювелира.
Несмотря на то что художник пишет картину масляными красками, своей прозрачностью они напоминают акварель. Все основные тона: красные, зеленые и синие, - нанесены удивительно тонко, и поэтому сквозь слой краски отчётливо проступают изящные и причудливые узоры.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола де Ларжильер. Портрет Вольтера в молодости. 1718 Как-то раз регент Франции герцог Орлеанский, встретив молодого Вольтера, пообещал…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Часть 5. Обретя после смерти графа де Ферриоля свободу и финансовую независимость, Аиссе, тем не менее не…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments