«Охота на единорога» & «Дама и единорог»
Часть 1.
Охота на единорога. Единорог в плену и больше не мертв
Как-то так получилось, что два самых значительных «единорожьих» цикла, которые наиболее полно раскрывают тему взаимоотношения человека и мифического существа, являются циклами шпалер или гобеленов. Это уже не раз упомянутый мной в предыдущих постах цикл «Дама и единорог» из Музея Клюни в Париже и цикл «Охота на единорога» из музея Клойстерс в Нью-Йорке (филиале Метрополитен-музея на севере Манхэттена).
Сначала о названиях. Поскольку о происхождении и бытовании этих гобеленных циклов известно очень немного, их аутентичные названия также представляют большую загадку. Но если название второго цикла, «Охота на единорога», кажется вполне логичным и никаких вопросов не вызывает, то с первым все не так просто. Во французском языке используется вариант «La Dame à la licorne», то есть «Дама с единорогом», в английском – «The Lady and the Unicorn», то есть «Дама и единорог». В русском возможны оба перевода, и какой-то своей устоявшейся традиции наименования цикла нет. Как можно видеть, первый, французский вариант показывает подчиненное отношение единорога по отношению к даме, а во втором варианте они кажутся равнозначны. Думаю, наши дальнейшие изыскания покажут, что является более точным.
Ткач. Гравюра 1568 г.
Цикл «Дама и единорог» скорее всего был исполнен во Фландрии между 1484 и 1538. Примерно тем же периодом, концом 15-началом 16 века датируется и второй цикл, «Охота на единорога», который также вероятнее всего был изготовлен во Фландрии, а точнее в Брюсселе. Об этом свидетельствует использование сходных материалов и идентичная технология. Гобелены изготавливались из фламандской шерсти и шелка с добавлением металлических нитей, что придавало им прекрасное качество и яркий цвет, сохранившийся на протяжении нескольких веков.
Жан Бурдишон. Анна Бретонская. Фрагмент миниатюры «Великолепного часослова Анны Бретонской». 1503-08
Оба цикла связывают с именем Анны Бретонской, поскольку искусствоведы нашли стилистическое сходство между художественным решением гобеленов и работами так называемого Мастера Анны Бретонской, а также ее граверов и иллюстраторов Жана и Луи д'Ипров. Фоны обоих гобеленных циклов богато декорированы цветочными изображениями, в которых используется стиль «millefleurs» («тысяча цветов» в буквальном переводе), состоящий из множества мелких ботанических элементов. Изобретенный ткачами эпохи готики, он стал популярным в эпоху позднего средневековья, но в эпоху Возрождения утратил популярность. Использование этих фонов также помогает датировать гобелены.
Более точно установить время и обстоятельства их происхождения пока невозможно. Небольшую подсказку для цикла «Дама и единорог» можно найти в гербе, изображенном на большинстве шпалер. Это герб рода Ле Вист, происходившего из Лиона. На момент предполагаемого заказа гобеленов главой семьи был Жан IV Ле Вист, высокопоставленный судейский чиновник, президент Суда по финансовым делам («Cour des aides») Парижа с 1484 по 1500 год. Правда, специалисты по геральдике усмотрели в изображении герба ряд нюансов, которые, по их мнению, указывают, на то, что он, скорее должен был принадлежать кому-то из представителей младшей ветви рода Ле Вистов. Впрочем, ничто не мешало Жану Ле Висту-Старшему заказать цикл гобеленов, например, в качестве свадебного подарка для кото-то из своих сыновей или племянников.
Замок Вертей. Фотография 1922 г.
Гобелены из цикла «Охота на единорога» в течение нескольких столетий принадлежали герцогам Ла Рошфуко. И, хотя первое упоминание о них появилось в инвентарном списке фамильного замка Вертёй (Шаранта) лишь в 1728 году, в семье считали, что шпалеры были сотканы специально для Франсуа, сына Жана II де Ла Рошфуко и Маргариты де Барбезье. Впрочем, исследователи никаких документальных доказательств этого пока так и не нашли.
Продолжение следует…