nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОХОТНИКИ, ДАМЫ И ЕДИНОРОГИ:
«Охота на единорога» & «Дама и единорог»

Часть 1.https://nikonova-alina.livejournal.com/733491.html

Часть 2.

Охота на единорога. Начало охоты (Охотники входят в лес)

Поскольку о цикл «Дама и единорог» уже неоднократно упоминался в предыдущем цикле постов, начнем более детальный анализ со второй гобеленной серии «Охота на единорога», которая также таит в себе немало неразрешимых загадок.
Итак, цикл шпалер «Охота на единорога» состоит из семи частей, их последовательность, традиционно, следующая:
«Начало охоты»
«Единорог у фонтана»
«Единорог атакован»
«Единорог защищается»
«Единорог, плененный Девой»
«Единорог убит и привезен в замок»
«Единорог пленен и больше не мертв»


Охота на единорога. Единорог у фонтана


Охота на единорога. Единорог атакован


Охота на единорога. Единорог защищается


Охота на единорога. Единорог убит и привезен в замок

1, 2, 3, 4 и 6-я части – это большие гобелены, от части 5 сохранились две достаточно узких полосы, а последний, самый загадочный фрагмент, по размеру гораздо меньше остальных.
Исследователей всегда удивляло это несоответствие в размерах и некоторый стилистический и сюжетный разнобой, и они предложили на выбор несколько вариантов решения проблемы. Первое и самое простое – предположить, что гобелены на самом деле не являются составными частями единого цикла, а были собраны в один комплект из разных. Точнее, небольшие различия в технологии производства шпалер навели искусствоведов на мысль, что первый и последний фрагменты («Начало охоты» и «Единорог пленен и больше не мертв») являются на самом деле отдельными и независимыми произведениями.


Охота на единорога. Единорог, плененный Дамой. Фрагмент 1


Охота на единорога. Единорог, плененный Дамой. Фрагмент 2

Однако, согласно другой версии, технологические различия представляются несущественными, и предполагается, что гобелены изначально заказывались разных размеров, поскольку предназначались для декорирования спальни (возможно новобрачных Анны Бретонской и короля Франции Людовика XII) и соответствовали размеру конкретных стен. Пять больших шпалер могли закрывать заднюю часть стены за изголовьем кровати, две другие, узкие части служили покрывалами либо боковыми занавесями, а самая маленькая, почти квадратная – потолочным балдахином.


Спальня в замке Азе-ле-Ридо

Существуют и вариации в установлении последовательности гобеленов. В принципе, действительно можно переставлять в разной последовательности 2, 3 и 4-ю шпалеры, можно не завершить, а наоборот открыть цикл изображением плененного единорога. Можно придумать и что-то ещё в зависимости от уровня фантазии и изобретательности исследователя.


Охота на единорога. Единорог пленен и больше не мерта

Некоторые искусствоведы, разбирая цикл, руководствовались вполне конкретной и прагматичной «Книгой об охоте» графа Гастона де Фуа, и искали в ней определенную систему в организации охоты на зверя, подобного единорогу, а затем пытались в соответствии с каноническими правилами анализировать гобеленный цикл. Другие, наоборот, искали в «Охоте на единорога» различные символические и даже эзотерические смыслы. И второй подход все-таки мне представляется более продуктивным. Ведь не стоит забывать, что единорог существо мифическое и волшебное, и вряд ли сцены охоты на него можно отнести к разряду жанровых произведений.

Продолжение следует…
Tags: анализ, гобелены, сюжет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments