nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОХОТНИКИ, ДАМЫ И ЕДИНОРОГИ:
«Охота на единорога» & «Дама и единорог»

Часть 1.https://nikonova-alina.livejournal.com/733491.html

Часть 2.https://nikonova-alina.livejournal.com/734211.html

Часть 3.


Рафаэль. Дама с единорогом. 1505-06

А теперь рассмотрим более подробно смысл цикла «Охота на единорога». На первый взгляд, автор/авторы изображений вполне конкретно, реалистично и детально изображают сцены охоты на диковинного зверя. Это теперь мы знаем, что единорогов, по крайней мере в том виде, в каком их представляли люди эпохи Средневековья, на самом деле не существует, а под видом рогов единорога тогда продавались бивни нарвала или что-то аналогичное. А для европейцев того времени, даже вполне просвещенных, единорог был вполне доказанной реальностью (ну, пусть не в соседнем лесу, но где-то же они водятся!), а следовательно на него можно было организовать охоту согласно установленным правилам (хотя бы тем же Гастоном де Фуа), которые и были проиллюстрированы гобеленным циклом.


Изображение единорога в Абердинском бестиарии. кон.12 в.

Вероятно, европейцы всегда любили поэтапные инструкции, и потому серия вполне логично начинается с того, что охотники вообще приходят в лес, где водятся единороги. Затем они находят несчастное животное (2 гобелен), пытаются его убить и ранят (3 гобелен), он же довольно успешно обороняется (4 гобелен), после чего охотники вспоминают, что вообще-то без невинной девы им ничего не светит, находят подходящую, выпускают ее в лес, а сами прячутся (фрагменты 5 гобелена). И наконец, в финале они убивают единорога (6 гобелен), и при всеобщем ликовании притаскивают его в замок. Эта вполне реалистичная история объясняет и логично объединяет все части цикла за исключением последнего. Если единорога убили, то как он оказался целым и практически невредимым в чудном саду за белой изгородью? Конечно, он является существом волшебным, но все же единорог – это не феникс, чтобы воскреснуть после гибели.


Страница «Бернского Физиолога». 11 в.

И вот здесь появляются и другие варианты трактовки цикла, языческий и христианский, а, точнее, даже смешанный. Дело в том, что ещё с эпохи античности, единорог ассоциировался с культом богини-девы-матери, а позднее с приходом христианства начал увязываться с идеей девственности Марии и земного воплощения Христа. Средневековые бестиарии, также основанные, на греческих текстах и в частности на «Физиологе», датируемом примерно 5 веком, дают следующее толкование этой идеи:
«Так и наш Господь Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу девы…»


Молодая дикарка с единорогом. Рисунок на игральной карте. Мастер E. S. Ок.1460-1467

Легенда о мифическом животном, рог которого обладал силой очищать всё к чему он прикасался, и который не мог ухватить никто кроме девственницы, была использована в качестве христианской аллегории, несмотря на её явно фаллические нюансы, которые имели место в ее языческой версии. Единорог, положивший свою голову на грудь девы, символизировал земное воплощение Христа. И этот образ встречался еще в искусстве романской и готической эпох. Сюжеты, связанные с единорогом, часто включают в себя некоторые из традиционных символов девственности Марии:
- запертый сад, ограду или стену, окружающую молодую женщину с этим животным, либо одно животное;
- затворенные ворота, за которыми сидят дева и единорог;
- зеркало, в котором дева отражается вместе с единорогом, голова которого лежит у неё на коленях (при этом единорог является символом Христа)
- рядом с Марией может находиться гранатовое дерево (гранат – символ Воскресения), либо к нему может быть прикован единорог.
В конечном итоге, все варианты этого сюжета указывают на воплощения Христа в утробе девы Марии и на его заключение в человеческую плоть, дальнейшую мученическую смерть и воскресение.


Охота на единорога. Единорог у фонтана

В сценах с единорогом часто встречается изображение фонтана или источника, куда он погружает свой рог. Этот вариант символизирует момент оплодотворения, и одновременно мистическое очищение девы Марии, родившей, оставаясь при этом девственной.


Охота на единорога. Единорог убит и принесён в замок

Серия с охотой на единорога таким образом перестает быть утилитарной иллюстрацией или инструкцией для тех, кто умудрился найти единорога в собственном лесу и решил на него поохотиться, а превращается в аллегорический рассказ о Благовещение, свадьбе Девы Марии и Рождестве Иисуса. Персонажи, которые присутствуют в охотничьих сценах в таком случае превращаются в олицетворение героев или понятий Священного писания. Так, охотник, трубящий в свой рог, является воплощением образа архангела Гавриила, а, например, охотничьи собаки могут олицетворять аллегорические понятия Милосердия, Справедливости, Мира, Истины и т.п., то есть добродетелей, которые стали возможны с пришествием на землю Христа.


Охота на единорога. Единорог пленен и больше не мертв

В более широком смысле сцена укрощения единорога символизирует брачный союз, то есть «укрощение» свободного мужчины, который был, аллегорически выражаясь, «закован в цепи девственницей и заключен в ограду брачных уз». Поэтому сцена охоты на единорога и становится воплощением брачного торжества в целом, и евангельского брака Девы Марии, и мистического брака между Иисусом и Церковью, и брака между обычными земными людьми.

Продолжение следует…

Tags: анализ, гобелены, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…