nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОХОТНИКИ, ДАМЫ И ЕДИНОРОГИ:
«Охота на единорога» & «Дама и единорог»
Часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/733491.html
Часть 2. https://nikonova-alina.livejournal.com/734211.html
Часть 3. https://nikonova-alina.livejournal.com/736053.html
Часть 4. https://nikonova-alina.livejournal.com/736833.html
Часть 5. https://nikonova-alina.livejournal.com/737619.html

Часть 6. Дама и единорог


Дама и единорог. Слух

На самом деле желание некоторых исследователей упростить себе жизнь и объединить все, что было сделано во время правления во Франции Анны Бретонской, под именем одного художника с условным наименованием Мастер Анны Бретонской, - это всего лишь следствие лени или профессионального выгорания, когда у искусствоведа кончается любопытство первооткрывателя, а каталог заканчивать надо к сроку. Иногда утверждается, что пресловутый и мифический Мастер Анны Бретонской помимо картин, миниатюр для ее часословов, эскизов витражей, декора интерьеров и т.д. был автором как эскизов к серии «Охота на единорога», так и к «Даме с единорогом». Хотя совершенно очевидно, что оба этих великолепных гобеленных цикла были выполнены в совершенно разных художественных стилях. Да, это еще пока поздняя готика, но совершенно разная готика. Можно хотя бы сравнить образы единорогов, очень натуралистичного, с эмоциональным и индивидуальным выражением морды, крепкого и упитанного в цикле «Охоты» и почти бесплотного, совсем условного, как бы ирреального или геральдического в цикле «Дамы».


Жан Перреаль. Портрет Пьера Сала, лионского гуманиста


Жан Перреаль. Плач природы по странствующему алхимику. Ок.1516

Кстати, далеко не все разделяют версию о том, что «Даму с единорогом» делал Мастер Анны Бретонской, и называют другое имя художника, более конкретное – Жан Перреаль (или Жан де Парис). О нем мало что известно, однако предполагается, что он родился примерно в 1455 году, жил в Париже и Лионе, а также в Англии и в Италии, работал по заказам королевской семьи, был мастером на все руки (как и Мастер Анны Бретонской) – архитектором, скульптором и автором иллюминированных рукописей и портретистом. А еще он был очень неплохим поэтом. Для нас, впрочем, особенно важно, что он был склонен к изображению аллегорий и абстракций, поскольку ему принадлежит очень любопытная вещь под названием «Плач природы по странствующему алхимику». На ней обнаженная крылатая фигура со скрещенными руками, представляющая Природу, сидит на пне дерева. Его ветви сплетены в виде сложной символической фигуры, а в его основании горит огонь. Природа беседует с алхимиком, одетым в длинный плащ, который стоит рядом со своей лабораторией – высокой каменной башней. Как это обычно бывает с подобными странными и сложными композициями, смысл ее до конца не ясен (честно говоря, очень хочется порассуждать на эту тему, но как-нибудь в другой раз).
Так что в принципе, я вполне допускаю, что эскизы для «Дамы и единорога» мог делать Жан Перреаль, тем более что он был художником того же крута, что и Мастер Анны Бретонской.


Фрагмент гобелена «Вкус» из цикла «Дама и единорог»

А теперь следующий вопрос: для кого делались гобелены? Ленивые исследователи сразу же заявляют, что для Анны Бретонской, для кого же еще. Однако, в отличие от «Охоты на единорога» на всех шпалерах «Дамы и единорога» присутствует вполне узнаваемый герб – три серебряных полумесяца на синей перевязи. И это герб президента Высшего податного суда Жана Ле Виста, умершего в 1500 году. Существует вполне убедительная версия, что гобелены были заказаны к свадьбе дочери Ле Виста Клод её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом (кстати, это был ее второй брак). При этом утверждается даже, что героиня гобеленов имеет вполне узнаваемые портретные черты Клод Ле Вист (я других изображений Клод Ле Вист не нашла, так что сама поручиться за это утверждение не могу).


Джем-султан на миниатюре из сборника жизнеописаний поэтов Ашика-челеби

Во Франции 19 века ходила еще одна версия о принадлежности гобеленного цикла. Поскольку среди прочей символики в гобеленах можно найти изображения полумесяцев, молва связала шпалеры с именем турецком принца Зизима (Джем-султана), якобы заказавшем эту серию для дамы своего сердца, чье имя осталось неизвестным. Зизим, сын турецкого султана Мехмеда II, бежавший в Европу после воцарения своего брата, некоторое время жил во Франции в почётном плену недалеко от замка Буссак, где и были обнаружены гобелены в 19 веке. Современные исследователи отвергают эту версию, но вообще, почему бы этому Зизиму не влюбиться в Клод Ле Вист?

Продолжение следует…

Tags: анализ, гобелены, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments