nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОХОТНИКИ, ДАМЫ И ЕДИНОРОГИ:
«Охота на единорога» & «Дама и единорог»

Часть 7. Пять чувств


Дама и единорог. Зрение


Десять заповедей, пять чувств, семь смертных грехов. Гравюра из аббатства Тегернзее. Ок. 1480

В отличие от «Охоты на единорога», цикл «Дама и единорог» изначально преподносился зрителю как аллегорический, посвящённый пяти чувствам человека. Органам чувств всегда уделялось особое внимание и в искусстве и в философии, и в теологии, так как благодаря им человек может познать окружающий мир, и как следствие этого познания, прийти к греху или же к добродетели. Пять чувств, согласно распространенной теологической концепции, лежат между десятью заповедями, которым доложен неукоснительно следовать истинный христианин дабы избегнуть адских мучений после смерти, и семью смертными грехами, которые как раз и тянут потенциального грешника в адскую бездну. Пять чувств, расположенных между этими полюсами, служат человеку опорой в земном бытии, но должны находиться под неусыпным контролем, поскольку соблазн и, следовательно, грех приходят к человеку именно через органы чувств.


Фреска «Пять чувств» в башне Лонгторп. 13 в., Англия

Изначально аллегорическая система сопоставляла органы чувств и животных, поскольку средневековые ученые полагали, основываясь на наблюдениях природы, что у некоторых из них определенные органы чувств развиты значительно сильнее, чем у человека. Система эта, впрочем, не была жестко регламентирована. Например, зрение могли обозначать изображения петуха, орла или рыси, обоняние – собака или стервятник, слух – кабан или олень. За осязание часто отвечал паук, а за вкус – обезьяна.


Жак Линар. Пять чувств. 1638

Несколько позже, примерно с 12 века появилась новая иконографическая традиция в изображении пяти чувств. Ее возникновение было связано с переводом на латынь «Малых трудов о природе» («Parva naturalia») Аристотеля. Помимо прочего, в этом труде философ изучал человеческую физиологию пяти чувств и для иллюстрации его тезисов изображения животных подходили мало. Поэтому в качестве замены им в иконографии появились человеческие фигуры, выполнявшие некое действие, указывавшее на соответствующий орган чувств. Так, например, трубящий персонаж олицетворял слух; смотрящийся в зеркало — зрение; нюхающий цветок – обоняние, а трогающий или пробующий плод — осязание и вкус соответственно. В некоторых случаях художники ограничивались всего лишь изображениями вторичных атрибутов, например, музыкальных инструментов, цветов, плодов, зеркала и т.п.


Дама и единорог. Обоняние

Цикл «Дама и единорог» таким образом сочетает в себе обе аллегорические системы, поскольку на шпалерах можно видеть животных, символизирующих органы чувств, а также действия и атрибуты, им соответствующие. Однако, очевидно, что каждый из гобеленов буквально перенасыщен различными символами и аллегориями, так что стоит попробовать провести более детальный анализ.
Начнем с того, что название цикла, данное ему в 19 веке, «Дама и единорог» (или «Дама с единорогом») не совсем корректно, поскольку на каждом из гобеленов помимо Дамы и единорога присутствуют также служанка или компаньонка (ну, ладно, Бог с ней) и лев, который по сути является персонажем, равнозначным единорогу. Стоит обратить внимание на то, что лев по размеру всегда равен единорогу и изображается симметрично ему, оба этих зверя, подобно геральдическим фигурам на гербе, как бы обрамляют и фиксируют композицию.


Дама и единорог. Осязание

Любопытно, что в мифологической традиции лев (наряду со слоном) является главным врагом единорога в его, так сказать, естественной среде обитания. Средневековые естествоиспытатели полагали, что лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. Впрочем, иногда львы и единороги объединялись, и тогда от них страдали все остальные животные в ареале их обитания.


Нападение группы львов во главе с единорогом на различных животных. 1702

В цикле «Дама и единорог» оба зверя, похоже, не испытывают никакой враждебности по отношению друг к другу, и оба преданно служат своей госпоже.
Присутствие их на изображениях обычно трактуется как символическое изображение чистоты и невинности (единорог) и храбрости (лев), что, разумеется, указывает на особые личностные достоинства главной героини цикла.

Продолжение следует…
Предыдущие посты:
Часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/733491.html
Часть 2. https://nikonova-alina.livejournal.com/734211.html
Часть 3. https://nikonova-alina.livejournal.com/736053.html
Часть 4. https://nikonova-alina.livejournal.com/736833.html
Часть 5. https://nikonova-alina.livejournal.com/737619.html
Часть 6. https://nikonova-alina.livejournal.com/738443.html

Tags: анализ, гобелены, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments