nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОХОТНИКИ, ДАМЫ И ЕДИНОРОГИ:
«Охота на единорога» & «Дама и единорог»

Часть 8. ОСЯЗАНИЕ


Дама и единорог. Осязание

Несмотря на то, что какой-то однозначно зафиксированной последовательности сюжетов, связанных с темой пяти чувств, в принципе не существует, но гобеленный цикл «Дама и единорог» обычно выстраивают следующим образом:
Осязание – вкус – обоняние – слух – зрение – последний гобелен «По ее единственному желанию».
Основной концепцией конкретного цикла в настоящее время считается «размышление о земных удовольствиях и придворной культуре, представленные через аллегорию пяти чувств».
Итак, начнем сначала, то есть с «Осязания».
На гобелене мы видим главную героиню, Даму (это один из двух вариантов, где она изображена без служанки) в роскошном придворном наряде, которая соответственно с основной темой сюжета трогает (осязает) одной рукой древко штандарта, украшенное геральдическими полумесяцами, а другой – рог единорога (что может иметь двоякое толкование: в христианской традиции рог единорога очищает все, что к нему прикасается, в языческой и отчасти светской имеет значение фаллического символа).
Единорог и лев, несущие гербы семьи Ле Вист, расположены соответственно справа и слева от центральной фигуры Дамы. Единорог стоит рядом с ней, что позволяет ей удобно взяться за его рог, поднятый вертикально вверх, а лев смирно сидит с другой стороны. У его ног весело прыгает зайчик или кролик. Среди других животных, размещенных среди богатого цветочного декора, можно увидеть лисицу, леопарда, собаку, двух обезьян, цаплю и ястреба. Одна из обезьян, прикованная ошейником, вычесывает себя, что дублирует указание на осязание в несколько пародийном виде. Как мы увидим в дальнейшем, это дублирование обезьяной действий героини будет повторяться ещё в двух аллегориях.
Полотно обрамляют четыре дерева: апельсин, сосна, дуб и падуб, и этот гербарий также будет повторен во всех гобеленах за исключением «Зрения».
А теперь о символических значениях животных и растений.
Заяц или кролик в композициях эпохи Средневековья однозначно обозначает распутство, причем оба этих зверя взаимозаменяемы. Однако если его помещают у ног Богоматери, то это может обозначает победу Целомудрия над Распутством. Но также это и символ плодовитости в браке, с учётом биологических особенностей зверюшки.
Лиса согласно природе животного символизирует лицемерие, коварство, вероломство, хитрость, но также и ум. Кроме того в композициях с алхимическими аллегориями может обозначать красную серу.
Леопард является символом греха, вожделения и жестокости, и даже олицетворением дьявола и Антихриста.
Собака именно в аллегорических сценах символизирует Верность, причем в сочетании с женским образом – это верность супружеская.
Обезьяна для эпохи средневековья – это очень негативный символ. Она могла обозначать дьявола, грехопадение, порок в целом или персонифицированное Распутство, поскольку воспринималась как низменный образ человека, который узнавал себя в обезьяне в отражённом и искаженном виде. В аллегорических композициях на тему пяти чувств обезьяна обычно отвечала за Вкус, но в данном случае, художник включил её ещё в два сюжета.
Цапля в христианской традиции – аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.
Ястреб - символ жестокости, напористости, злобности и безрассудства.
Как можно видеть символика бестиария этого гобелена очень разбросана, от положительных до резко отрицательных персонажей. И хотя я всегда стараюсь объединить аллегорические значения деталей произведения в какую-то единую систему, то здесь она совершенно не складывается. Большая часть животных предполагает негативный и назидательный смысл композиции, но ее общий радостный и гармоничный настрой совершенно этому не способствует. И у меня даже возникла крамольная для этого периода мысль, что животные здесь – это только животные, те, что нравились художнику и/или заказчику, те что по мнению автора составили эффектный декоративный фон.
Теперь о деревьях. Конечно, прежде всего они имеют чисто композиционное значение, обрамляя сцену, делая ее замкнутой и завершенной. Но и символический смысл у них тоже имеется.
Апельсин ещё со времён античности является символом любви, причем любви в браке (что вполне уместно, если гобелены были свадебным подарком) , плодородия и великолепия.
Сосна обозначает прямоту и силу характера, жизненную силу, плодовитость, молчание, уединение, а также мужскую фаллическую силу. В общем, можно считать, что апельсин и сосна составляют логичную дуалистическую пару женское-мужское, что опять-таки прекрасно вписывается в концепцию свадебного подарка.
Дуб - опять мужской символ, обозначает силу, мужество, выносливость, долголетие, плодородие, благородство, верность. Сугубо положительный символ, но с языческим оттенком, поскольку это дерево во всех языческих религиях посвящалось верховным богам-громовержцам.
Падуб или остролист с древности символизировал вечность, здоровье и счастье. Но в христианской традиции падуб («священное дерево») ассоциируется с распятием Христа и используется как традиционное украшение во время рождественских праздников. В искусстве падуб может изображать крест. Его листья символизируют терновый венец, а красные ягоды — кровь.
В итоге у нас получается вторая дуалистическая пара – языческое-христианское
Продолжение следует…

Часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/733491.html
Часть 2. https://nikonova-alina.livejournal.com/734211.html
Часть 3. https://nikonova-alina.livejournal.com/736053.html
Часть 4. https://nikonova-alina.livejournal.com/736833.html
Часть 5. https://nikonova-alina.livejournal.com/737619.html
Часть 6. https://nikonova-alina.livejournal.com/738443.html
Часть 7. https://nikonova-alina.livejournal.com/739340.html
Tags: анализ, гобелены, сюжет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments