nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ОХОТНИКИ, ДАМЫ И ЕДИНОРОГИ:
«Охота на единорога» & «Дама и единорог»

Часть 11. ЕЕ ЕДИНСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ


Дама и единорог. По ее единственному желанию

Шестой гобелен по размеру шире остальных и несколько отличается от них по стилю. По идее он должен подытожить содержание всех предыдущих композиций, и придать всему циклу цельность и завершенность, поскольку банальным представлением аллегории пяти чувств творческая задача автора гобеленов явно не ограничивалась.
Но сначала посмотрим, что изображено на полотне. Центром композиции на сей раз является роскошный голубой шатер, сделанный из узорчатого шелка или дамаскина с белой атласной изнанкой. Голубая ткань шатра дополнительно декорирована хвостиками горностая (геральдический символ чистоты и власти), а по верхней ленте под куполом шатра вышит девиз, который и дал название гобелену : «À Mon Seul Désir» - «По моему единственному желанию». Лев и единорог помимо привычных штандартов держат в лапах и полы шатра, раскрывая его перед своей госпожой. Дама стоит перед шатром, ее элегантное красное бархатное платье контрастно выделяется на фоне его белоснежной изнанки. Нижняя юбка – золотистый дамаскин с черными узорами, на голове – тюрбан, украшенный жемчугом и белым пером. Дама сняла с себя свое драгоценное золотое ожерелье, выложила его на шелковый платок и теперь укладывает в ларец, где уже лежат другие ее украшения. На ней остается только скромная брошь, напоминающая крест, приколотая на груди. И при этом это единственный гобелен, на котором Дама улыбается. Ее компаньонка также одета в более скромное платье из красного дамаскина с простой отделкой, на голове – простая повязка.
Рядом с Дамой слева стоит скамеечка с подушкой, на которой сидит собачка, скорее всего мальтийская болонка.
Итак, традиционные трактовки предполагают следующие варианты объяснения сцены:
- Дама убирает ожерелье, обозначая тем самым отказ от страстей, вызываемых пятью человеческими чувствами, как утверждение своей свободной воли;
- Гобелен представляет шестое чувство, под которым понимается Сердце, средоточие Любви;
- Отказ от земных наслаждений и богатств приводит Даму к мысли: «единственная вещь, кою жаждет моя любовь, есть красота (души)»
- Дама жаждет покоя и уединения, отказываясь не только ото всех благ, но и от суетного светского общества;


Хайди Халлетт. Гобелен с красным единорогом

- современная трактовка от американской художницы (и ветеринара по совместительству) Хайди Халлетт предполагает, что смысл девиза означает, что человечество – единственный вид живых существ, который жаждет материальных объектов, даже если наши пять чувств, направленные на обладание, уподобляют нас животным, и поэтому неважно, достает ли дама ожерелье из ларца или убирает его, - дело в том, что она в любом случае им дорожит;
- совсем простые толкования: последний гобелен символизирует любовь или девственность.
Кстати, из животных на последнем полотне присутствуют три собаки, ягненок, семь кроликов, цапля, ястреб, обезьяна и новый персонаж – козленок, который может символизировать одновременно мужественность и разрушительные силы в мужчине.
На мой взгляд, животные на гобеленах могут трактоваться не только с точки зрения общей символической системы, но и с точки зрения геральдики. В таком случае их присутствие может приобрести и несколько иной смысл. Итак, единорог в геральдике обозначает непобедимость, свободу и чистоту, лев – мужество, великодушие, храбрость, отвагу, силу, стремительность (это в принципе, стандартные значения).
Кролик или заяц в геральдике не имеет негативного значения и символизирует чуткость, изобилие и бесстрашие. А вот лиса означает хитрость, причем, скорее в отрицательном смысле.
Интересно геральдическое значение цапли, летящей с поднятыми крыльями – она означает панику, но в целом ее значение – мудрость и долголетие. А вот ястреб олицетворяет мстительность, воинственность, жестокость, дикость и зависть, но также величие и благородство.
В итоге, можно сказать, что в геральдической символике животных, присутствующих на гобеленах, негативного смысла все-таки меньше, скорее они указывают на традиционные аристократические ценности и достоинства, присущие людям высокого происхождения – благородство, мужество, чистоту помыслов, верность служения идеалам.
Любопытно также, что в первых пяти гобеленах одно или несколько животных взаимодействуют с Дамой, а в последнем она взаимодействует только с материальным объектом – с ожерельем. Шатер на последнем гобелене может в таком случае даже служить как бы для отделения человеческих фигур от мира природы. В принципе, в этом отделении и можно найти весь смысл гобеленного цикла – наши пять чувств влекут нас к страстям и приближают к миру животных, и только «по нашему собственному желанию» мы можем усмирять их, держать их в узде и тем самым открывать в себе божествнное начало в противовес животному.
Но чем хороши эти гобелены, так это тем, что их можно разглядывать, совершенно не заморачиваясь никакими трактовками. Они просто прекрасны сами по себе, как истинный художественный шедевр.
P.S. совсем детский вариант трактовки:
Дама весь день провела за всевозможными благородными занятиями – музицированием, прогулками по саду и сбором цветов, а также играми со своими любимцами – единорогом, обезьянкой, собачками, кроликами и т.д. а теперь, утомленная, снимает с себя украшения, чтобы удалиться в шатер и, наконец, отдохнуть.

Предыдущие посты:
Часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/733491.html
Часть 2. https://nikonova-alina.livejournal.com/734211.html
Часть 3. https://nikonova-alina.livejournal.com/736053.html
Часть 4. https://nikonova-alina.livejournal.com/736833.html
Часть 5. https://nikonova-alina.livejournal.com/737619.html
Часть 6. https://nikonova-alina.livejournal.com/738443.html
Часть 7. https://nikonova-alina.livejournal.com/739340.html
Часть 8. https://nikonova-alina.livejournal.com/741282.html
Часть 9. https://nikonova-alina.livejournal.com/741956.html
Часть 10. https://nikonova-alina.livejournal.com/742807.html
Tags: анализ, гобелены, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Кристиан Барнард в Италии в 1968 году Известный южноафриканский кардиохирург Кристиан Барнард, который первым в мире сделал успешную операцию по…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Луи Буланже. Оноре де Бальзак в домашнем одеянии Однажды ночью в квартиру к писателю Оноре де Бальзаку забрался вор. Убедившись, что хозяин спит,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…