nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ
Часть 1.





Признаюсь честно – я не являюсь поклонницей советского андеграунда и так называемой «второй волны» русского авангарда. Но как человек, занимающийся историей искусства профессионально, не могу не отметить, что для Советского Союза 1960-х-8-х годов все эти неформальные художественные поиски было неординарным и очень любопытным явлением, в котором довольно органично переплелись и собственно искусство, и политика, и философия вкупе с религиозными и метафизическими метаниями и исканиями тогдашней продвинутой интеллигенции.


Эдуард Штейнберг

А написать именно об Эдуарде Штейнберге меня подвигла небольшая выставка, которая случилась в моем городе. Для нас четыре картины советского авангардиста, выполненные в период его творческого расцвета в конце 1970-х годов – это действительно событие. Откуда они у нас взялись, точно не скажу, не совсем поняла. На открытии выставки их представлял реставратор, который и передал их в музей для экспонирования. Его ли это вещи, или он их только реставрировал, или же он еще выступает как арт-дилер, для меня осталось загадкой. Но в принципе, это и не важно. Лично для меня эти четыре работы оказались настоящим открытием.
Имя Штейнберга, одного из наиболее примечательных представителей русского андеграунда, я, конечно слышала, но признаюсь честно, он меня особо не интересовал. Хотя жизненный путь этого человека достоин и уважения, и изучения (книга о нем уже есть – это воспоминания его супруги, искусствоведа и кинокритика Галины Маневич «Опыт благодарения», которую небольшим тиражом издали в 2007 году в издательстве «Аграф»).
Эдуард Штейнберг родился в 1937 году в Москве в семье поэта, переводчика и художника Аркадия Штейнберга. Почти сразу после рождения Эдуарда его отец был арестован и отправлен в лагеря, потом вышел на свободу, воевал, а в 1944 году снова был арестован. В общей сложности Аркадий Штейнберг провел в заключении более 11 лет. Еще перед войной, после первой отсидки он поселился в Тарусе, туда же вернулся уже вместе с семьей после освобождения в середине 1950-х годов.

Эдуард Штейнберг. Таруса. 1962

Эдуард Штейнберг жил с родителями и братьями в Тарусе до 1961 года. Он окончил семилетку и занимался живописью под руководством отца, одновременно помогая родителям и работая сторожем, землекопом, рыбаком в рыбацкой артели. Поскольку систематического художественного образования он не получил, то в основном занимался живописью самостоятельно – копировал классику, писал пейзажи Тарусы, натюрморты, портреты. В 1962 году в Тарусе состоялась его первая персональная выставка.
Вообще, Таруса в те годы была настоящим прибежищем независимой интеллигентской тусовки. Местом, освященным именем Марины Цветаевой, где жила её сестра Анастасия, где бывал не самый советский писатель Константин Паустовский, куда приезжали многие из тех, кто не мог по понятным причинам жить в Москве. А частности это там и художник Борис Свешников, занимавшийся с Эдуардом и его младшим братом Борухом.
С середины 1960-х годов Штейнберг начинает уже более системные творческие поиски. Его кумиром становится Казимир Малевич. Он даже называет себя «скромной тенью Малевича», а позднее пишет свое знаменитое «Письмо к К.С.», в котором выдвигает свое понимание «Черного квадрата» как воплощенной реальности современной богооставленной России, отлученной от красоты.

Эдуард Штейнберг. Раковина. 1965

И со второй половины 1960-х годов Штейнберг как раз и начинает экспериментировать в области беспредметного искусства, создавая композиции, в которых хрупкое равновесие геометрических форм выстраивается в своеобразный «абстрактный пейзаж», лирическое эхо сокрушительных бурь русского авангарда, его поэтическую инверсию.

Эдуард Штейнберг. Гуашь. 2000


Продолжение следует…
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Петр Соколов. Портрет графини Софьи Бобринской. 1827 Графиня Софи Самойлова отличалась миловидностью и была прекрасно образована, однако, когда в…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. ИГРОКИ. 1852 Часть 1. Павел Федотов. Игроки. 1852 А в ненастные дни Собирались они Часто. Гнули, мать их ети! От пятидесяти На…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Франсуа Буше. Осенняя пастораль. 1749 Как-то раз в салоне госпожи де Рошфор рассуждали о том, что такое рай. Писатель Шарль Пино Дюкло заметил: -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments