nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ
Часть 2.


Эдуард Штейнберг и Илья Кабаков

Штейнберга считают одним из наиболее ярких представителей второй волны русского авангарда. Вообще, «второй русский авангард» — это не совсем официальный термин, который ввел в оборот поэт и художник Михаил Гробман, который считался идеологом и теоретиком этого неформального художественного течения. Появление второй волны русского авангарда связывают одновременно с проведением VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, который дал молодым (и не очень) художникам-нонконформистам небольшой шанс заглянуть за железный занавес и познакомиться с тем, что происходит в искусстве Запада, и с хрущевской оттепелью, когда художники на короткое время смогли выйти из-под жесткого идеологического контроля официальных государственных структур, и смогли начать самовыражаться, так сказать, по собственному желанию.


Эдуард Штейнберг. Без названия. 1970-е

По сути Штейнберг был одиночкой, когда о нем начинают писать, то тут же всплывает термин «внутренняя эмиграция», поскольку художник занимался собственными художественными поисками, переосмысливая творчество Малевича с учётом своих личных религиозно-философских поисков.
Но тем не менее его причисляют все же в так называемой «Группе Сретенского бульвара». Это было неформальное объединение художников, сложившееся в 1960-х годах вокруг талантливого организатора, теоретика искусства и художника Юрия Соболева-Нолева. В группу в том числе входили Илья Кабаков, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков. По сути все эти художники, весьма разные по стилю и художественным принципам объединились по, так сказать, «географическому принципу». Поскольку в районе Сретенского бульвара было довольно много студий «неофициальных» художников, и кроме того, художники, несхожие по стилю, были близки между собой по духу. Они постоянно общались, навещая друг друга, обменивались идеями и книгами, устраивали показы, приводили музыкантов, поэтов и критиков. Это был своеобразный мир, не замкнутый, но и не общедоступный, особая среда – интеллектуальная, ищущая, а потому элитарная, и в то же время – теплая, богемная и свободная. Неформальным лидером «сретенцев» считался Илья Кабаков, с которым Штейнберг много лет дружил.
Сам Эдуард, которого все друзья звали просто «Эдик», как раз в это время, с конца 1960-х по начало 1980-х годов переживал наиболее интенсивный период художественных поисков.


В мастерской Ильи Кабакова. 1980-е гг.

После довольно короткого периода фигуративногг искусства начала 1960-х годов Штейнберг перешел к высветленным по тону «метафизическим натюрмортам», полуабстракным картинам с фигурами мертвых птиц, камней и раковин. Здесь стало все более заметно беспредметное начало, выражающееся в интенсивном высветлении цвета.


Эдуард Штейнберг. Без названия

Эдуард Штейнберг. Без названия. 1970-е

Постепенно он выработал собственную версию геометрической абстракции, в которой хрупкое равновесие геометрических форм выстраивается в своеобразный «абстрактный пейзаж».
Очевидно, что «классический» Штейнберг сложился под решающим воздействием Малевича: сохраняя общее впечатление космического парения легких форм, художник сводил до минимума присущие исконному супрематизму резкие цветовые контрасты, придавая своим образам подобие меланхолического «воспоминания об авангарде». Такого рода картины сложились в огромный многолетний цикл, пластически-элегантный, полный тонкого декоративного чутья. Часто он писал картины с посвящением кому-либо: Кабакову, Ротко.






Четыре работы Штейнберга, которые показаны на выставке в музее, как раз и относятся к таким «воспоминаниям об авангарде» конца 1970-х годов. Эта серия была выполнена в 1977-м, все картины носят одинаковое название – «Композиция». У них светлый, почти пастельный фон и гармонично выверенное композиционное решение. Геометрические конструкции создают ощущение хрупкого равновесия, существующего лишь здесь и сейчас. И как это не удивительно, придают полотнам какой-то совершенно импрессионистический эффект.
Казимир Малевич, кумир Штейнберга, считается представителем геометрической абстракции, а противовес лирической Василия Кандинского. И очень любопытно, что в данном случае, Штейнбергу удается сочетать оба классических варианта русского классического абстракционизма.

Продолжение следует…
Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Морис Кэнтен де да Тур. Портрет Вольтера в возрасте 41 года Один посредственный поэт сочинил оду, которую назвал «К потомству», и прочитал её…

  • ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

    АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе Часть 4. Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Никола Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments