nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ
Часть 3.



После периода геометрической абстракции (так называемого «белого периода» или метагеометрии) Штейнберг снова возвращается к фигуративной живописи, но уже на новом уровне. В сущности, его постоянный внутренний диалог с Казимиром Малевичем продолжается и переходит на новый уровень. Теперь он использует локальные цвета и упрощенные формы для передачи вполне узнаваемых объектов, кроме того, очевидно под влиянием Ильи Кабакова, он начинает использовать в качестве художественного приема и тексты.


Эдуард Штейнберг. Апрель месяц. 1986


Эдуард Штейнберг. Фима из Семёнова. 1987

Как это не удивительно, но несмотря на очевидную нелояльность к власти и почти демонстративное участие в диссидентском движении, никаких особых проблем у Штейнберга не было. В принципе, он писал, все что хотел и как хотел, с середины 1980-х годов, когда идеологический гнет несколько ослаб, и начали проводить выставки представителей неформального искусства, вполне успешно выставлялся в нашей стране.


Галерея Клода Бернара в Париже


Эдуард Штейнберг. Композиция. 1988

Более того, его творчество заметили и высоко оценили на западе, и в 1988 году пригласили с выставкой во Францию. Приглашение последовало от известного парижского галериста Клода Бернара, одного из самых уважаемых знатоков современного искусства, начиная с 1957 года. Самое поразительно, что Штейнберга вообще выпустили за границу вместе с супругой, причем для этого его даже в спешном порядке по прямому указанию ЦК КПСС приняли в Союз художников, чего он не мог добиться в течение предыдущих 20-ти лет.
Эта поездка, во-первых, утвердила его статус ведущего мастера второй волны русского авангарда на европейском (и даже мировом уровне), а во-вторых, позволила завести полезные связи.


Эдуард Штейнберг. Без названия. Триптих. 1992

С развалом страны Штейнберг очень быстро оказался в Париже, где обзавелся собственной мастерской и последние двадцать лет своей жизни провел в основном во Франции. Впрочем, и в Тарусе он бывал каждый год, причем не только работал, но и занимался благотворительностью.
Когда Штейнберг стал почетным членом Российской академии художеств (к сожалению, точную дату отыскать не смогла), то взяв из рук Зураба Церетели медаль на красной ленте он сказал:
«…Моя личная судьба может показаться трудной и даже непонятной, но на самом деле это точная параллель с судьбой моей страны, сумевшей выйти из глубин плена и изоляции на вершины культурного возрождения и всеобщего признания…»
Позднее в одном из интервью он так говорил о своем творчестве:
«…Моя маленькая заслуга состоит в том, что я чуть-чуть повернул русский авангард. …Я развиваю в своих работах традиции русского символизма… Внутренняя концепция моих произведений, таким образом, строится на синтезе мистических идей русского символизма десятых годов и пластических решений супрематизма Казимира Малевича…»
Эдуард Штейнберг умер 28 марта 2012 года в Париже. Буквально за неделю до его смерти на портале «Культура» было опубликовано его последнее интервью. Его можно найти по ссылке: https://portal-kultura.ru/articles/world/eduard-shteynberg-parizh-ne-muzey-a-kladbishche-kultury/ .
Ему как раз исполнилось 75 лет.


Предыдущие посты:
Часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/744234.html
Часть 2. https://nikonova-alina.livejournal.com/746080.html

Tags: биографии, истории, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments