Эта картина довольно своеобразно сочетает в себе два в одном: исторический жанр и пейзаж. У нас ее всегда очень высоко ценили, это полотно считалось первой ласточкой реалистической исторической живописи.
Искусствоведы всегда восхищались тщательностью проработки исторических деталей, всеми этими мехами и бархатом, драгоценной сбруей на лошадях, царскими возками с двуглавыми орлами, оружием стрельцов и т.д. и т.п.
Советское искусствоведение видело в сюжете картины некие обличительные моменты, богатый царский поезд со свитой в роскошных шубах и, по контрасту, бедная деревня с деревянной церквушкой, убогие избы, крестьяне в одних рубахах, вышедшие посмотреть на невиданное зрелище и подобострастно кланяющиеся проезжающим.
Но все-таки самое замечательное в этом полотне – это пейзаж. Весна, очевидно март, или самое начало апреля, мокрый, тающий снег, смешивающийся с дорожной грязью (о, эти вечные российские дороги!), лужи, рыжие от глины и песка, голые деревья, которые еще даже не пробуждаются к весне, низкие облака, возможно моросит дождь, но чуть-чуть пробивается солнечный свет. Как это всем нам знакомо. Достаточно выглянуть в окно – и вот оно, то самое состояние природы.
Шварц, как это для него характерно, несколько раз обращался к этому сюжету, оставил несколько эскизов и вариантов картины.