nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ЯН СТЕН. КАВАРДАК, или ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ РОСКОШИ. Ок.1663
Часть 1.


Ян Стен. Кавардак. Ок.1663

Период с 1660 по 1670 года был самым плодотворным, хотя и не самым удачным в жизни Яна Стена. Как раз в 1660-м он переехал (фактически сбежал от долгов) из Лейдена в Харлем, где стал членом местной гильдии художников. Но в 1662 году он заболел, причем настолько серьезно, что составил прошение в муниципалитет города, чтобы над его детьми взяли опеку в случае его смерти. Впрочем, он выкарабкался и как раз едва отправившись от болезни, и создал несколько ярких жанровых сценок, к числу которых относится и одна из самых известных его работ – картина «Кавардак», которая известна также и под названием «Остерегайтесь роскоши».
На первый взгляд (как это часто и бывает с картинами голландских художников эпохи «золотого века») это всего лишь забавная сценка из жизни голландского среднего класса образца середины 17 века, юмористическая иллюстрация популярной поговорки «In weelde siet toe…», которая полностью переводится как «В хорошие времена остерегайтесь последствий». Современные зрители часто воспринимают её всего лишь как «веселую картину веселого художника» и даже предполагают, что он мог воплотить в ней собственные мечты о богатой и разгульной жизни, реальных возможностей для которой сам он никогда не имел.
Итак, на картине изображена семья, пребывающая в ненадлежащем состоянии, поскольку ее старшие члены предпочли распутное поведение благочестивой скромности. В этом контексте слово роскошь во втором варианте названия картины подразумевает излишество или потакание своим слабостям. Персонажей картины условно можно разделить на три группы – взрослые члены семьи (супружеская пара, скрипач, возможно, их старший сын, и еще одна веселая дама, которую принято считать любовницей хозяина дома), пребывающие в состоянии бардака, служанка и мужчина в черном с уткой на плече – моралисты, и младшие неразумные дети, которые оставшись без присмотра, творят всяческие безобразия.
Центром композиции является нарядно одетая дама в модном золотистом платье с кувшином в одной руке и бокалом вина в другой. Судя по всему, она не имеет родственных связей с семьей. Обычно предполагается, что это любовница хозяина, которая попала в дом, воспользовавшись тем, что его настоящая хозяйка, постоянно спит, находясь в неадекватном состоянии из-за неумеренных возлияний. В этом случае кувшинчик в ее руке может подчеркивать то, что она все время подливает супруге своего любовника, да и ему самому вино или что-то покрепче. Но при этом и сама явно не отказывается приложиться к веселящему напитку, о чем свидетельствует ее бессмысленная улыбка и осоловелый, мутный взгляд. На интимные отношения с хозяином указывает ее рука с бокалом, помещенная между ног мужчины. При этом его нога весьма развязно закинута на ее колени.
Впрочем, зрителей обычно смущает тот факт, что любовница хозяина дома могла настолько обнаглеть, что, воспользовавшись сном хозяйки, явилась прямо в дом и открыто включилась в оргию (все же голландцы 17 века вряд ли были настолько продвинуты, чтобы чуть ли не публично демонстрировать «шведскую семью»). Поэтому появилась версия, что образ этой веселой дамы является лишь аллегорическим воплощением беспутной и роскошной не по средствам жизни, которое ведет семейство на картине. Известно также, что в голландском искусстве 17 века в роскошно одетая женщина обычно являлась персонифицированным олицетворением Расточительности.
Хозяин дома также уже изрядно подвыпил, его дорогой и модный наряд в явном беспорядке, волосы взлохмачены. Одной рукой он явно приобнимает свою молодую подругу, а в другой держит букет роз, что может восприниматься как иронический символ. Вообще, роза обозначает небесное совершенство, девственность и Деву Марию, но при этом в сочетании с вином она меняет значение на чувственность и совращение. Так что букет как раз и может указывать на сексуальный интерес хозяина дома к молодой и незакомплексованной особе.
А вот хозяйка дома спит и никак не реагирует на то, что творится вокруг нее. То ли она пьяна, то ли катастрофически устала. Одета она вполне прилично, как и подобает вполне состоятельной и достойной жене и матери, но вот контроль над ситуацией она уже давно упустила. Ей нет совершенно никакого дела до детей, и даже визгливый звук скрипки, раздающийся прямо над ухом, не может ее разбудить. Над её головой висят ключ и полупустой кошель, который прямым текстом сообщают зрителю, что она давно уже выпустила из рук эти символы хозяйской власти и порядка.

Продолжение следует…
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments