Часть 3.

Ян Стен. Кавардак. Ок.1663
Еще двое взрослых персонажей картины – скромно одетая женщина и мужчина в темном с уткой на плече. Они стоят возле выхода из комнаты и довольно оживленно общаются. Мужчина, которого иногда называют моралистом, ученым или даже квакером, держит в руках книгу, скорее всего какого-то назидательного содержания, и что-то из нее зачитывает вслух.Женщина, вероятно, служанка, что-то доказывает своему собеседнику, подняв указательный палец. Скорее всего они обсуждают ситуацию в семье, подкрепляя свои доводы морализаторскими цитатами.
Но в то же время стоит обратить внимание на утку, которая сидит на его плече. Это очень показательная деталь, которая характеризует этого персонажа как пустого болтуна и , но не как ученого или богослова. Дело в том, что голландцы 17 века называли пустую болтовню «кряканьем». Так что реальной помощи от этого героя семейство не дождется, скорее всего, это обычный сосед-сплетник, который просто явился позлорадствовать и поболтать с первоисточником информации – служанкой, которая также не прочь обсудить северные дела в доме своих хозяев.
Зритель непременно отметит, что среди персонажей картины есть и животные (помимо утки) – это собака, свинья и обезьянка. Собака (возможно, спаниель), забралась на стол и доедает с блюда начинку пирога. Любопытно, что обычно собака в голландском искусстве является символом супружеской верности или же предстает как бдительный страж дома, отгоняющий от припасов плутоватую кошку. Но здесь явно прослеживается иная символика. Голландские моралисты традиционно сравнивали с собаками, вылизывающими горшки, плохо воспитанных детей. Так что в этом случае Стен явно намекает на то, что беспутные родители подают своим детям дурной пример и очень скоро об этом пожалеют.
Свинья, пробравшаяся в дом, в бытовом смысле, естественно, ещё раз подчеркивает, насколько беспорядочно ведётся хозяйство, если никто не даже не заметил. Но художник изображает ее нюхающей розу, выпавшую из букета, находящегося в руке у хозяина дома. Эта деталь иллюстрирует голландскую поговорку «Метать розы перед свиньями», что означает быть неразумно расточительным.
И, наконец, обезьяна. В голландском искусстве она, как животное, которое передразнивает людские поступки, символизирует различные пороки и грешника, им передающегося. Но в данном случае мы видим, что она играет с часами и при этом их останавливает. Это должно напомнить зрителю ещё одну назидательную голландскую поговорку – «Глупец о времени не помнит», что очень логично вписывается в ситуацию.
Продолжение следует…
Предыдущие посты:
часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/747759.html
часть 2. https://nikonova-alina.livejournal.com/748480.html