nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ЯН СТЕН. КАВАРДАК, или ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ РОСКОШИ. Ок.1663

Часть 3.


Ян Стен. Кавардак. Ок.1663

Еще двое взрослых персонажей картины – скромно одетая женщина и мужчина в темном с уткой на плече. Они стоят возле выхода из комнаты и довольно оживленно общаются. Мужчина, которого иногда называют моралистом, ученым или даже квакером, держит в руках книгу, скорее всего какого-то назидательного содержания, и что-то из нее зачитывает вслух.Женщина, вероятно, служанка, что-то доказывает своему собеседнику, подняв указательный палец. Скорее всего они обсуждают ситуацию в семье, подкрепляя свои доводы морализаторскими цитатами.
Но в то же время стоит обратить внимание на утку, которая сидит на его плече. Это очень показательная деталь, которая характеризует этого персонажа как пустого болтуна и , но не как ученого или богослова. Дело в том, что голландцы 17 века называли пустую болтовню «кряканьем». Так что реальной помощи от этого героя семейство не дождется, скорее всего, это обычный сосед-сплетник, который просто явился позлорадствовать и поболтать с первоисточником информации – служанкой, которая также не прочь обсудить северные дела в доме своих хозяев.
Зритель непременно отметит, что среди персонажей картины есть и животные (помимо утки) – это собака, свинья и обезьянка. Собака (возможно, спаниель), забралась на стол и доедает с блюда начинку пирога. Любопытно, что обычно собака в голландском искусстве является символом супружеской верности или же предстает как бдительный страж дома, отгоняющий от припасов плутоватую кошку. Но здесь явно прослеживается иная символика. Голландские моралисты традиционно сравнивали с собаками, вылизывающими горшки, плохо воспитанных детей. Так что в этом случае Стен явно намекает на то, что беспутные родители подают своим детям дурной пример и очень скоро об этом пожалеют.
Свинья, пробравшаяся в дом, в бытовом смысле, естественно, ещё раз подчеркивает, насколько беспорядочно ведётся хозяйство, если никто не даже не заметил. Но художник изображает ее нюхающей розу, выпавшую из букета, находящегося в руке у хозяина дома. Эта деталь иллюстрирует голландскую поговорку «Метать розы перед свиньями», что означает быть неразумно расточительным.
И, наконец, обезьяна. В голландском искусстве она, как животное, которое передразнивает людские поступки, символизирует различные пороки и грешника, им передающегося. Но в данном случае мы видим, что она играет с часами и при этом их останавливает. Это должно напомнить зрителю ещё одну назидательную голландскую поговорку – «Глупец о времени не помнит», что очень логично вписывается в ситуацию.

Продолжение следует…

Предыдущие посты:
часть 1. https://nikonova-alina.livejournal.com/747759.html
часть 2. https://nikonova-alina.livejournal.com/748480.html
Tags: анализ, картины, сюжет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои твиты

    Ср, 03:19: ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ https://t.co/oKM9nDBY2l Ср, 03:20: ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Золотые часы работы английского мастера Джорджа Грэхема. 1724 Однажды редактор газеты «Правда», крупный партийный функционер, заказал Самуилу…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    НИКОЛАС ХИЛЛИАРД. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО НА ФОНЕ ПЛАМЕНИ Часть 1. Пара слов о художнике Николас Хиллиард. Автопортрет. 1577 Предупреждаю сразу: в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments