nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ЯН СТЕН. КАВАРДАК, или ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ РОСКОШИ. Ок.1663

Часть 4. Символика предметов и итоги


Ян Стен. Кавардак. Ок.1663

После того, как мы познакомились с основными персонажами полотна и оценили их роли в происходящем, наше внимание захватывают многочисленные детали – предметы быта, которые художник щедро распределили по всему пространству полотна. Вообще, идея о том, что в повседневных вещах всегда есть скрытый смысл, а в каждом изображении должен быть моральный урок, принадлежит одному из идеологов протестантизма Жану Кальвину.
Я полагаю, что детали лучше всего разбирать по планам, переходя с переднего к заднему, то есть с пола к задней стене и потолку. Итак, на переднем плане непосредственно под ногами героев картины мы видим:
- деревянный бочонок, на который наброшена тряпка, из незакрытого отверстия которого льётся струя вина или пива.
- брошенную книгу с закладками и надорванными страницами;
- перевернутый серебряный кувшин, брошенные плошки и миски;
- курительную трубку;
- брошенный хлеб и крендельки;
- розы с обломанными стеблями;
- игральные карты.
Незакупоренный бочонок однозначно означает утекающую как вино жизнь, потраченную на всяческие глупости.
Книга с измятыми и надорванными страницами указывает на признаки начавшейся порчи, намекает на то, что жителям этого дома после смерти не пригодятся ни умные мысли, ни священные тексты. Кстати, очевидно, что книгу порвал и бросил самый младший из детей, и художник здесь еще раз указывает, как важно, чтобы дети с самого раннего возраста получали должные и правильные наставления и жизненные установки.
Кувшин и чаша в голландском искусстве, в принципе, напоминают о таинстве Святого Причастия, но перевернутая посуда для голландцев 17 века была одним из самых зловещих символов, она означала тщетность земных богатств, пустоту и в конечном итоге смерть. А у нас здесь имеется целых три брошенных предмета сервировки. Можно даже предположить, что художник намекает на смерть сразу трех членов семьи (даже не хочется прогнозировать, кого именно).
Далее, на полу наличествует разбросанный хлеб. Для голландского искусства – это однозначно символ Тела Христова, а в сочетании с вином, которое присутствует на картине в изобилии, - это символ Евхаристии, - своего рода напоминание людям, напрочь забывшим обо всем, кроме своих удовольствий, о христианских заповедях и долге истинного христианина.
Курительная трубка, показательно брошенная среди хлеба, означает тленность бытия, а также быстротечность и неуловимость земных наслаждений. Сломанные и откровенно увядающие цветы указывают на бренность бытия. Игральные карты – это знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Часть деталей среднего плана мы уже рассматривали в связи с остальными персонажами (например, ключ и кошель, - символы хозяйки дома), но стоит обратить внимание на отдельно размещённый на перилах лестницы лимон с частично счищенной кожурой, который символизирует неутоленную жажду, а также двойственность человеческой натуры. Часы – знак быстротечности времени, мимолетности, печальный символ кратковременности человеческой жизни, потраченной в данном случае на всевозможные глупости. Также на стене под часами висит еще один музыкальный инструмент, похожий на лютню, который также указывает на краткость и эфемерную природу человеческой жизни.
Ну и вишенка на торте – корзина, которую художник разместил верху и в центре картины над головами своих героев, и которая является центральным объектом заднего плана. Это весьма конкретное указание на то, что случится с семейством, если взрослые не одумаются. Из корзины выглядывают костыль и погремушка — атрибуты уличного попрошайки. Не трудно заметить также и розги — «инструмент», которым в Голландии того времени наказывали бродяг.
Работая над этим полотном, художник стремился как можно натуралистичнее и тщательнее изобразить каждую деталь, предполагая, что это пробудит в зрителе отвращение к неправедной, бездельной и расточительной жизни.
Мы почти физически осязаем гладкие бока керамического кувшина, стоящего на подоконнике, чувствуем, как хрустят под ногами крошки румяных крендельков, чувствуем запах лимонной корки. Особенно тщательно мастер выписывает пресловутую плетеную корзину, висящую под потолком, и предметы, лежащие в ней, которые могут пригодиться хозяевам дома в самом недалеком будущем, если они не одумаются и будут продолжать жить так же беспутно и бестолково. Свет, падающий из окна, освещает корзину так, что нам виден каждый ее прут, и кажется, что она нависает над персонажами картины подобно року. Вот-вот она упадет на их головы, и тогда бездельники, возможно, отрезвятся — но будет уже поздно.
Но неужели все настолько безнадежно? И симпатичные, хотя и немного оступившиеся герои Стена действительно скоро покинут свой неприбранный, но все же уютный дом и закончат жизнь в сточной канаве? На самом деле все же шанс на то, чтобы измениться и все исправить у героев есть. Этот намек на надежду, оставленный художником, - пламя домашнего очага, разгорающееся в соседней комнате. Его свет, яркий и , кажется добрым духом-хранителем своих непутёвых хозяев. Так что возможно все кончится не так уж и плохо, и герои картины одумаются и наведут порядок и в доме и в своей жизни.
P.S. Я не смогла найти на картине никаких указаний на причины, по которым в добропорядочном бюргерской доме случился весь этот кавардак. Можно лишь предположить, что в руки хозяевам неожиданно попали какие-то шальные деньги, наследство или удачный результат какой-то коммерческой операции, и от этого у них и снесло крышу.


Предыдущие посты:
Часть 1:https://nikonova-alina.livejournal.com/747759.html
Часть 2:https://nikonova-alina.livejournal.com/748480.html
Часть 3:https://nikonova-alina.livejournal.com/749186.html

Tags: анализ, картины, сюжет
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Золотые часы работы английского мастера Джорджа Грэхема. 1724 Однажды редактор газеты «Правда», крупный партийный функционер, заказал Самуилу…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    НИКОЛАС ХИЛЛИАРД. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО НА ФОНЕ ПЛАМЕНИ Часть 1. Пара слов о художнике Николас Хиллиард. Автопортрет. 1577 Предупреждаю сразу: в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Американский физик Эдвин Герберт Холл, еще учась в университете, открыл эффект, названный впоследствии его именем (напряжение Холла). Спустя всего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Золотые часы работы английского мастера Джорджа Грэхема. 1724 Однажды редактор газеты «Правда», крупный партийный функционер, заказал Самуилу…

  • ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

    НИКОЛАС ХИЛЛИАРД. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО НА ФОНЕ ПЛАМЕНИ Часть 1. Пара слов о художнике Николас Хиллиард. Автопортрет. 1577 Предупреждаю сразу: в…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Американский физик Эдвин Герберт Холл, еще учась в университете, открыл эффект, названный впоследствии его именем (напряжение Холла). Спустя всего…