nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

АИССЕ: ИСТОРИЯ ОДНОЙ АДЫГЕЙКИ



Адольф Варин. Шарлотта-Элизабет-Аиссе

Часть 4.

Разумеется, не стоит думать, что в течение целых десяти с лишним лет бедная Аиссе неотлучно находилась при своем опекуне и с ужасом наблюдала, как постепенно угасает его разум, и он погружается в пучину безумия и прочих страданий. Все-таки она жила в доме Ферриолей, дружила с их сыновьями, Антуаном, в будущем графом де Пон-де-Велем, и Шарлем-Огюстеном, позднее графом д`Аржанталем. Оба брата отличались живостью ума, были прекрасно образованы и баловались литературой. Старший, например, сочинял стихи и пьесы. В доме часто бывал и их приятель по колледжу Святого Людовика, Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер, иначе говоря).


Антуан де Ферриоль граф де Пон-ле-Вель


Шарль-Огюстен де Ферриоль граф д`Аржанталь


Никола Ларжильер. Портрет Вольтера. 1724

Аиссе не была лишена и светского общения. Младшая сестра мадам де Ферриоль, Клодина-Александрина Герен де Тансен, которая периодически гостила в их доме, держала знаменитый светский салон, и Аиссе иногда его посещала. Правда, ей не особо нравилась мадам де Тансен, которая была дамой острой на язык и безгранично циничной. Но и в этом кругу Аиссе охотно принимали. Она свела знакомство и с другими хозяйками парижских салонов – мадам де Парабер (любовницей самого регента), мадам дю Деффан, мадам де При.


Мадам де Тансен


Мадам де Парабер


Мадам Дю Деффан


Франсуа де Труа. Чтение Мольера в литературном салоне. Ок.1728

В салоне мадам дю Деффан в 1720 году (то есть еще при жизни графа де Ферриоля) у Аиссе случилась судьбоносная встреча. Ей представили шевалье Блеза-Мари д`Эди, рыцаря Мальтийского ордена, симпатичного молодого человека, который считался в парижских кругах настоящим «рыцарем без страха и упрека» не только по званию, но и по жизни. Мадам дю Деффан описывала его так:
«…Ум шевалье д`Эди – горячий, решительный, мощный, все в нем соответствует присущей ему силе и искренности чувства… Ни у кого не заимствует он своих мыслей, мнений и вкусов; то, что он думает и говорит, всегда ново и естественно; словом, шевалье д`Эди показывает нам, что язык страсти есть подлинное и высокое красноречие… Шевалье не смог бы оставаться простым свидетелем глупостей человеческого рода; всякое оскорбление честности он воспринимает как личное оскорбление; он беспощаден к порокам и нетерпим к оскорблению приличий, он гроза людей злых и глупых. Они же в свою очередь вменяют ем в вину нескрываемую суровость его нравственных убеждений: они говорят, что люди подлинно добродетельные – более терпимы, снисходительны и просты. Шевалье слишком подвержен мимолетным настроениям, чтобы нрав его был вполне ровным; но эта неровность скорее приятна, нежели огорчительна: грустный, но не печальный, нелюдимый, но не испытывающий ненависти к человечеству, неизменно искренний и естественный во всех проявлениях, он привлекателен и своими недостатками, так что было бы весьма досадно, если бы он обрел совершенство…»


Шевалье д'Эди

В этого-то безупречного кавалера и влюбилась Аиссе. Чувство оказалось взаимным, и перешло в бурный роман. Поначалу пара тщательно шифровалась, скрывая свои отношения и от графа де Ферриоля, «турка», как его называла Аиссе в письмах к шевалье д`Эди, и от большей части всех своих знакомых, что в принципе, было вполне разумно.


Генри Сент-Джон виконт Болинброк

Отношения кончились вполне логично – беременностью Аиссе. Скрыть эту проблему ей помогла чета Болинброков. Это были ее знакомые, хорошие друзья семьи Ферриолей, англичанин Генри Сент-Джон, виконт Болинброк, который по политическим мотивам эмигрировал во Францию (в Англии он был приговорен к смертной казни за поддержку восстания якобитов с целью свержения короля Георга I), и его вторая жена маркиза де Виллетт, племянница мадам де Ментенон. До рождения ребенка Болинброки укрывали Аиссе в своем доме, так что Ферриоль ни о чем не догадался.
Дочь Аиссе появилась на свет в их доме 26 апреля 1721 года, то есть еще при жизни графа де Ферриоля. При себе оставить ребенка она не могла, и брак фактической рабыни с рыцарем Мальтийского ордена, давшем обет целибата, был совершенно невозможен, так что Болинброки помогли ей устроить девочку сначала к кормилице, а затем в пансион при монастыре, которым руководила родственница маркизы де Виллетт.

Продолжение следует…

Предыдущие посты:
Часть 1.https://nikonova-alina.livejournal.com/751823.html
Часть 2.https://nikonova-alina.livejournal.com/752588.html
Часть 3.https://nikonova-alina.livejournal.com/753216.html
Tags: биографии, женщины, истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments