nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Categories:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

ЛЮБОВНИКИ ЗА МОЛЬБЕРТОМ:
ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ – ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Часть 3. ХХ век начинается…

         Известными развратниками считались и двое самых знаменитых австрийских художника Густав Климт и Эгон Шиле.

         Густав Климт (1862 – 1918), один из создателей и величайших мастеров европейского ар-деко, вел весьма бурную жизнь, он спал не только со своими натурщицами, но имел массу любовниц среди вполне приличных дам, представительниц буржуазии и даже высшего общества. При этом самые продолжительные его отношения с женщиной, сестрой вдовы его брата Эмилией Флёге, по всей видимости, оставались платоническими.
         Во всяком случае, с Эмилией они не были женаты, хотя многие и считали их официальной парой, и его подруга, будучи материально независимой (она владела собственным домом моды), впоследствии не имела никаких претензий на весьма значительное наследство, оставшееся после смерти Климта.
          Любопытно, что когда Климт скоропостижно скончался права на его наследство заявили его 14 незаконнорожденных детей, и четверым удалось доказать свое происхождение (это несмотря на отсутствие в то время генетической экспертизы) и войти в число законных наследников мэтра. Вполне возможно, что в наше время свое родство с Климтом удалось бы доказать гораздо большему числу потенциальных наследников.

        Эгон Шиле (1890 – 1918) работал в своеобразном стиле, находящимся как бы на стыке модерна и экспрессионизма. Его лучшие и самые известные работы подчас весьма эротичны, во всяком случае он нисколько не стеснялся достаточно откровенно изображать сцены любовных игр, мужчин и женщин в самых нескромных позах, а также обнаженных девочек-подростков, к которым испытывал, возможно несколько нездоровый интерес.
          Вместе со своей натурщицей и любовницей Валли Нойциль Шиле попытался поселиться в маленьком городке Крумау, где невенчанную пару приняли очень враждебно, а затем перебрался в Нойленгбах, тоже небольшой городок. Шиле, по мнению местных жителей, вел аморальный образ жизни, к нему в мастерскую ходили несовершеннолетние, позировали ему обнаженными, что справедливо возмущало блюстителей нравственности. В конце концов, Шиле арестовали, обвинили в совращении малолетних и распространении порнографии. Месяц он провел в местной тюрьме, у него конфисковали 125 картин, а одну публично сожгли. К счастью, пункт о совращении малолетних доказан не был. Художник вышел из тюрьмы и счел за благо покинуть негостеприимный город.
          Переехав в Вену он неожиданно решает, что хватит вести «безнравственную» жизнь, рвет отношения с Валли и женится на Эдит Хармс, девушке из совсем другой среды, из приличной буржуазной семьи. Ее он тоже пишет, но совсем иначе, нежели «распущенную» Валли. К несчастью, семейная идиллия Шиле длилась недолго. В октябре 1918 года его жена и он сам умерли от «испанки» с разницей всего в несколько дней.

           
    Эгон Шиле. Портрет Эдит Хармс           Эгон Шиле. Семья (Портрет написан за несколько
                                                                          дней до смерти Шиле и его беременной жены от испанки)



      Третий из австрийских знаменитостей, Оскар Кокошка (1886 – 1980), создавший собственный вариант экспрессионизма, в 1912 году впервые в жизни по-настоящему влюбился. До этого он вел довольно обычный для художника богемный образ жизни, но в отличие от Климта или Шиле в особо скандальных историях замечен не был. Предметом его подлинного обожания стала вдова знаменитого композитора Густава Малера Альма. Она была старше его на шесть лет, но это не помешало Кокошке сходить с ума от страсти в течение целых двух лет.
          Он много раз звал ее замуж, но она не собиралась связывать с художником свою жизнь. Когда она окончательно от него ушла (это случилось в 1915 году), для Оскара это стало настоящим потрясением, и он даже записался добровольцем в армию, чтобы погибнуть на войне (как раз шла первая мировая) и таким образом забыться от душевных мук. Альму Малер Кокошка неоднократно писал, и эти работы вошли в число его лучших произведений (например, картина «Невеста ветра» (1914), где он изобразил и Альму, и себя).

                     
                                      Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914

          Впоследствии постоянной любовницей Малера стала некая Олга Палковская, с которой он
познакомился в 1934 году в Праге, и которая оказалась его верной спутницей, когда он бежал от нацистов в Лондон. Там пара пережила несколько ужасных бомбежек, нищету и прочие проблемы эмиграции, и это так их сблизило, что они решили пожениться. Более чем скромная церемония состоялась в 1941 году, в разгар войны, но брак оказался довольно удачным. Кокошка стал гражданином Великобритании, и даже после войны не вернулся на родину в Вену.


         Знаменитыми ловеласами были многие из художников, которых условно относят к «Парижской школе», например Амедео Модильяни (1884 – 1920). Певец женской красоты, создатель чуть ли не самых эротичных женских образов в истории современного искусства, естественно, он любил женщин не только как художник, но и как мужчина. Самыми знаменитыми из его любовниц были английская писательница и журналистка Беатрис Хастингс и юная Жанна Эбютерн, которая познакомилась с Модильяни, когда ей было 19 лет (художнику тогда было уже за тридцать). Жанна до такой степени влюбилась в художника, что покончила с собой на следующий день после его смерти, и ее не остановила ни восьмимесячная беременность, ни наличие двухлетней дочери (от того же Модильяни, между прочим).

                                   
              Беатрис Хастингс                                                               Жанна Эбютерн

        У Модильяни есть несколько рисунков, изображающих известную русскую поэтессу Анну Ахматову. Она побывала в Париже после свадьбы с Гумилевым, и существуют определенные сведения, которые подтверждают, что у Модильяни и с ней случился кратковременный роман.



Любимой моделью другого культового художника ХХ века, Сальвадора Дали (1904 – 1989), была русская эмигрантка Елена Дьяченко, которая к моменту знакомства с Дали состояла в браке с известным французским поэтом Полем Элюаром. Дали, который был младше Елены, познакомился с ней в 1929 году, а три года спустя она окончательно бросила мужа и ушла к Дали.
Сальвадор Дали, Гала, Элюар
 и Нуш (его любовница). 1931

         Он называл ее Гала, что значит «праздник», и под этим именем ее узнал весь мир. Трудно сказать, кто кому больше дал в этих отношениях. Дали прославил свою возлюбленную на весь мир, но с другой стороны, Гала стала его менеджером, у нее был явный талант к этому занятию, и, возможно, именно ее идеи сделали художника известным.. После ее смерти в 1982 году Дали покинул город Порт-Льигат в Испании, где они жили вместе с Гала с 1948 года, и переехал сначала в замок Пуболь, а затем на родину, в город Фигерас. После его смерти, оказалось, что у пары нет прямых наследников, но, при их жизни, вероятно, им это было не важно.
  

                     
        Самым знаменитым, и в то же время, типичным художником ХХ века, вероятно можно считать Пабло Пикассо (1881 – 1973). И в отношениях с женщинами его опыт весьма показателен и характерен. Он не отказывался от плотских радостей, которые дарят мужчинам проститутки. По крайней мере, в одной из самых известных его картин, «Авиньонские девицы» (1907), изображены как раз девушки из борделя на Авиньонской улице в Барселоне.

                   
                  Ольга Хохлова. 1917                                      Жаклин Рок. 1954

        Пикассо был женат два раза: первый – на русской эмигрантке, балерине Ольге Хохловой, в 1928 году (брак прекратился после ее смерти в 1955, хотя фактически они расстались еще в конце 1920-х), второй – на некой Жаклин Рок в 1961 году.
         Но между этими браками у него существовало несколько довольно устойчивых связей, и его спутницами, естественно, оказывались его модели. В 1927 году начался бурный роман Пикассо с Мари-Терез Вальтер, которой тогда едва исполнилось 17 лет. От этих отношений у них в 1935 году родилась дочь Майя.
          В 1937 году Пикассо бросил Мари-Терез и увлекся Дорой Маар, она была известным фотографом. Но Мари-Терез преследовала его до самой смерти художника и покончила с собой, когда его не стало.
          После разрыва с Дорой в 1943 году Пикассо сошелся с Франсуазой Жило, которой тогда был 21 год. Они прожили вместе 10 лет, и имели двоих детей Клода и Палому. В 1953 году Франсуаза бросила Пикассо, и ее место заняла Жаклин Рок, которая стала позднее второй законной супругой художника, на руках которой он и скончался в возрасте 91 года, по-прежнему находясь в ореоле славы и великого художника, и великого любовника.

          Двадцатый век вообще создает образ художника весьма свободного в своей личной жизни. Свобода в любви даже в какой-то мере соотносится со свободой в творчестве. Богемные подруги ассоциируются с музами, а свободная любовь становится необходимым источником вдохновения. Понятия морали для творческой личности изменяются, и истинный художник, скорее будет скрывать свою счастливую семейную жизнь с одной супругой, детьми и внуками, а не беспорядочные связи, которые как раз и кажутся теперь нормой.

 

          Любопытно, что одним из самых известных бабников в истории искусства ХХ века был Джексон Поллок (1912 – 1956), его беспорядочные любовные связи даже вынудили его жену Ли Краснер уехать от него в Париж из Америки. При этом он был абстракционистом, и для работы ему вовсе не нужны были модели. Очевидно, женщины, наряду с выпивкой, наркотиками и поиском адреналина в быстрой езде казались ему необходимой составляющей частью профессии  художника.

        Совместная работа художника и модели в интимной обстановке закрытой мастерской несомненно во все эпохи накладывала  свой особый отпечаток на взаимоотношения мастера и натурщицы. Дело даже не в том, что модель для позирования часто была вынуждена раздеваться, и представала перед художником в обнаженном виде. Художника и модель, чаще всего молодую женщину и зрелого успешного мужчину, объединял совместный труд, не самый легкий, между прочим. От способности натурщицы долгие часы проводить неподвижно в заданной позе очень часто зависит весь будущий успех художника. А совместная деятельность, тем более творческая, может объединить соавторов гораздо сильнее, чем секс.

 
                                  Пабло Пикассо. Художник и модель (вариации на тему)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments