ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ – ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Часть 3. ХХ век начинается…
Известными развратниками считались и двое самых знаменитых австрийских художника Густав Климт и Эгон Шиле.


Любопытно, что когда Климт скоропостижно скончался права на его наследство заявили его 14 незаконнорожденных детей, и четверым удалось доказать свое происхождение (это несмотря на отсутствие в то время генетической экспертизы) и войти в число законных наследников мэтра. Вполне возможно, что в наше время свое родство с Климтом удалось бы доказать гораздо большему числу потенциальных наследников.

Вместе со своей натурщицей и любовницей Валли Нойциль Шиле попытался поселиться в маленьком городке Крумау, где невенчанную пару приняли очень враждебно, а затем перебрался в Нойленгбах, тоже небольшой городок. Шиле, по мнению местных жителей, вел аморальный образ жизни, к нему в мастерскую ходили несовершеннолетние, позировали ему обнаженными, что справедливо возмущало блюстителей нравственности. В конце концов, Шиле арестовали, обвинили в совращении малолетних и распространении порнографии. Месяц он провел в местной тюрьме, у него конфисковали 125 картин, а одну публично сожгли. К счастью, пункт о совращении малолетних доказан не был. Художник вышел из тюрьмы и счел за благо покинуть негостеприимный город.

Переехав в Вену он неожиданно решает, что хватит вести «безнравственную» жизнь, рвет отношения с Валли и женится на Эдит Хармс, девушке из совсем другой среды, из приличной буржуазной семьи. Ее он тоже пишет, но совсем иначе, нежели «распущенную» Валли. К несчастью, семейная идиллия Шиле длилась недолго. В октябре 1918 года его жена и он сам умерли от «испанки» с разницей всего в несколько дней.


Эгон Шиле. Портрет Эдит Хармс Эгон Шиле. Семья (Портрет написан за несколько
дней до смерти Шиле и его беременной жены от испанки)


Он много раз звал ее замуж, но она не собиралась связывать с художником свою жизнь. Когда она окончательно от него ушла (это случилось в 1915 году), для Оскара это стало настоящим потрясением, и он даже записался добровольцем в армию, чтобы погибнуть на войне (как раз шла первая мировая) и таким образом забыться от душевных мук. Альму Малер Кокошка неоднократно писал, и эти работы вошли в число его лучших произведений (например, картина «Невеста ветра» (1914), где он изобразил и Альму, и себя).

Впоследствии постоянной любовницей Малера стала некая Олга Палковская, с которой он




Беатрис Хастингс Жанна Эбютерн

Любимой моделью другого культового художника ХХ века, Сальвадора

Сальвадор Дали, Гала, Элюар
и Нуш (его любовница). 1931
и Нуш (его любовница). 1931



Самым знаменитым, и в то же время, типичным художником ХХ века, вероятно можно считать Пабло Пикассо (1881 – 1973). И в отношениях с женщинами его опыт весьма показателен и характерен. Он не отказывался от плотских радостей, которые дарят мужчинам проститутки. По крайней мере, в одной из самых известных его картин, «Авиньонские девицы» (1907), изображены как раз девушки из борделя на Авиньонской улице в Барселоне.
Ольга Хохлова. 1917 Жаклин Рок. 1954
Пикассо был женат два раза: первый – на русской эмигрантке, балерине Ольге Хохловой, в 1928 году (брак прекратился после ее смерти в 1955, хотя фактически они расстались еще в конце 1920-х), второй – на некой Жаклин Рок в 1961 году.


Ольга Хохлова. 1917 Жаклин Рок. 1954
Пикассо был женат два раза: первый – на русской эмигрантке, балерине Ольге Хохловой, в 1928 году (брак прекратился после ее смерти в 1955, хотя фактически они расстались еще в конце 1920-х), второй – на некой Жаклин Рок в 1961 году.

В 1937 году Пикассо бросил Мари-Терез и увлекся Дорой Маар, она

После разрыва с Дорой в 1943 году Пикассо сошелся с Франсуазой Жило, которой тогда был 21 год. Они прожили вместе 10 лет, и имели

Двадцатый век вообще создает образ художника весьма свободного в своей личной жизни. Свобода в любви даже в какой-то мере соотносится со свободой в творчестве. Богемные подруги ассоциируются с музами, а свободная любовь становится необходимым источником вдохновения. Понятия морали для творческой личности изменяются, и истинный художник, скорее будет скрывать свою счастливую семейную жизнь с одной супругой, детьми и внуками, а не беспорядочные связи, которые как раз и кажутся теперь нормой.


Любопытно, что одним из самых известных бабников в истории искусства ХХ века был Джексон Поллок (1912 – 1956), его беспорядочные любовные связи даже вынудили его жену Ли Краснер уехать от него в Париж из Америки. При этом он был абстракционистом, и для работы ему вовсе не нужны были модели. Очевидно, женщины, наряду с выпивкой, наркотиками и поиском адреналина в быстрой езде казались ему необходимой составляющей частью профессии художника.
Совместная работа художника и модели в интимной обстановке закрытой мастерской несомненно во все эпохи накладывала свой особый отпечаток на взаимоотношения мастера и натурщицы. Дело даже не в том, что модель для позирования часто была вынуждена раздеваться, и представала перед художником в обнаженном виде. Художника и модель, чаще всего молодую женщину и зрелого успешного мужчину, объединял совместный труд, не самый легкий, между прочим. От способности натурщицы долгие часы проводить неподвижно в заданной позе очень часто зависит весь будущий успех художника. А совместная деятельность, тем более творческая, может объединить соавторов гораздо сильнее, чем секс.


Пабло Пикассо. Художник и модель (вариации на тему)