Часть 1.
Павел Федотов. Игроки. 1852
А в ненастные дни
Собирались они
Часто.
Гнули, мать их ети!
От пятидесяти
На сто.
И выигрывали
И отписывали
Мелом.
Так в ненастные дни
Занимались они
Делом.
Александр Пушкин. Эпиграф к повести «Пиковая дама». 1828
Весной 1852 года художник Павел Федотов сошел с ума. Еще раньше друзья заметили, что художник постепенно все более сокращал круг своего общения, и из общительного, разговорчивого человека начал превращаться в мрачного молчаливого меланхолика. Он и сам говорил о том, что его одолевают дурные предчувствия и непонятные страхи. А потом начались откровенные странности в поведении.
Павел Федотов. Автопортрет. Кон.1840-х гг.
Художник, который всегда был на мели, мог бродить по улице и дарить людям ассигнации, или же он заказывал для себя гроб и примерял его, ложась внутрь. И тут же он заходил в несколько домов и сватался, а потом знакомые встречали его в окрестных магазинах, где он покупал какие-то вещи для своей воображаемой свадьбы и разглагольствовал о «неземном счастье и блаженстве».
Его приятель Лебедев, встретив Федотова в мае 1852 года, был поражен его худобой и задумчивостью, но еще больше его поразило странное стихотворение «Слон и Попугай», которое Федотов назвал басней, и в которой мысли автора путались самым невообразимым образом, демонстрируя полное отсутствие логики в тексте. Потом Федотов на время пропал, и его нашли в совершенно плачевном состоянии в Царском Селе. Молчаливость последних месяцев сменилась чрезмерной говорливостью, причем в основном в этих бессвязных речах он разглагольствовал о собственном величии и о своей высокой миссии в этом мире. А потом, кто-то, наконец, догадался отправить Федотова к врачу, и у художника диагностировали прогрессивный паралич. Или болезнь Бейля. Это органическое заболевание (менингоэнцефалит) сифилитического происхождения, характеризующееся прогрессирующим нарушением психической деятельности вплоть до деменции, сочетающимся с неврологическими и соматическими расстройствами. Болезнь эта впервые была описана в 1822 году, так что врачи, обследовавшие художника, шли в ногу со временим. Впрочем, современные психиатры утверждают, что у Федотова все же была шизофрения, вполне поддающаяся лечению с возможностью перейти в стойкую ремиссию. Но тем не менее весной 1852 года Павел Федотов оконил свою творческую жизнь самым плачевным образом (хотя прожил еще полгода после манифеста заболевания).
Павел Федотов. Вдовушка. 1851-52
Долгое время считалось, что последней живописной работой художника была трагическая «Вдовушка», над которой он работал более полутора лет, начиная с зимы 1850 года. Друзья, бывавшие в мастерской художника в последний год его жизни, ни словом не упоминали о каких-то других картинах, над которыми он работал или собирался работать. А между тем подготовительная работа к масштабному произведению, связанному с карточной игрой шла у Федотова полным ходом.
Павел Федотов. Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840
Вообще, стоит помнить, что Павел Федотов был военным, офицером (в отставку он ушел в звании капитана), а карточная игра для этой среды была привычным бытовым фоном. Самый первый известный рисунок Федотова представляет как раз офицеров его полка за игрой в карты.
Павел Федотов. Домашний вор. 1851
В конце 1851 года он делает рисунок «Домашний вор», на котором случайно проснувшаяся жена обнаруживает, что проигравшийся муж-картежник пытается найти что-то ценное в ящике ее комода, тогда как в соседней комнате продолжается игра. Очевидно, что композиция не удовлетворила художника своей наивной назидательностью, поскольку идею о том, как нехорошо семейному человеку проигрываться и посягать на достояние супруги, нельзя считать глубокой или философской, достойной сильного художественного воплощения. Несмотря на то, что писать картину «Домашний вор» (или «Муж-вор») Федотов передумал, образ человека, дочиста проигравшегося и потому попавшего в крайние жизненные обстоятельства, продолжал занимать воображение художника.
Забавная жанровая сценка для воплощения драматического или даже трагического сюжета не удовлетворила художника, и он попытался найти иное решение темы, результатом чего стала серия графических набросков для задуманной им в самом начале 1852 года картины "Игроки".
Павел Федотов. Потягивающийся игрок. Набросок к картине «Игроки». 1851-52
Продолжение следует…