Часть 3. Проигравший
Павел Федотов. Игроки. 1852
ЧЕКАЛИНСКИЙ. Чем кончилась вчера игра?
СУРИН. Конечно, я продулся страшно!
Мне не везет…
ЧЕКАЛИНСКИЙ. Вы до утра опять играли?
СУРИН. Да!
Ужасно мне надоело,
Чорт возьми, хоть раз бы выиграть!
Петр Чайковский. Пиковая дама. Действие 1, картина 1. 1890. (Текст Модеста Чайковского)
На картине присутствует пятеро персонажей. Четверо из них – игроки, а пятый – слуга, стоящий слева и держащий в руках подсвечники с горящими свечами и колоды карт. Поскольку игра завершилась, он забирает из комнаты уже ненужные предметы. Слугу художник писал со своего постоянного натурщика денщика Аркадия Коршунова, который оставался при Федотове после того, как тот вышел в отставку.
Слуга, застывшая фигура которого почти полностью скрыта в тени, безмолвен и неподвижен. Он никак не реагирует на происходящее и потому фактически кажется не живым человеком, а частью интерьера.
Павел Федотов. Вдовушка. Фрагмент
Главного героя Федотов писал с самого себя. Возможно, это лишь совпадение, возможно, предчувствие или же ощущение приближающейся болезни и скорой смерти, но в последние полгода жизни художник два раза представил себя в виде человека, чья жизнь окончилась трагически. Сначала в картине «Вдовушка», где молодая вдова на сносях грустит у портрета скоропостижно скончавшегося супруга, он выступил в роли покойного, и поместил свой автопортрет в золоченую раму рядом с иконой Христа. А затем последовал и Проигравший в «Игроках».
О личности Проигравшего художник рассказывает немного, и больше намеками. Скорее всего, это человек гражданский, чиновник или помещик, когда-то был достаточно обеспеченным (в квартире явно видны остатки былой роскоши), но увлекся картами и спустил все свое состояние. Возможно, он женат, поскольку у левого края картины за спиной слуги можно разглядеть полуодетую женскую фигуру, которая явно отсылает нас к рисунку «Домашний вор».
Павел Федотов. Домашний вор. 1851
Главного героя Федотов помешает в центр композиции, он сидит за столом на фоне голой стены, его освещает свет от двух невидимых свечей, его фигура отбрасывает двойную тень, напоминающую гротескный нимб. Проигравший одет в лиловую с синими атласным отворотами домашнюю куртку или халат (что может косвенно указывать на то, что игра шла у него в квартире). Художник изображает его в состоянии, близком к умопомешательству. Его лицо гротескно искажается идущим снизу светом, и выглядит одновременно смешным, страшным и трагичным. Он поднял (или закатил) глаза вверх, словно прося пощады у высших сил, рот полуоткрыт (или оскален), в нем торчит недокуренная сигарета. Лицо и без того искаженное неестественным нижним светом растянулось в странной гримасе, напоминающей улыбку. Он похож на сумасшедшего и очевидно близок к тому.
Проигравший сокрушен и низвергнут, но внешне, кажется, что он никак не проявляет свое отчаяние. Наоборот, он застыл в неподвижности, одна его рука продолжает сжимать стакан с вином, а вторая, вывернутая ладонью вверх, покоится на столе. В этот нелепый и беспомощный жест художник и вложил все то тупое отчаяние, в котором пребывает его герой.
Безнадежность жизненной ситуации оказалась так глубока, что лишила Проигравшего способности действовать и погрузила его в прострацию. Но это покой безумца, кататония, некий странный транс, против воли человека, сковывающий его тело. Проигравший подобно театральному зрителю, отрешенному, неподвижному, безмолвному, смотрит на своих недавних партнеров как бы со стороны. При этом скорее всего он их не видит, смотрит как бы сквозь них прямо на зрителя, как бы обращаясь с истиной, внезапно открывшейся ему в высшим прозрении его бреда. Поэтому остальные игроки представлены нам такими, какими воспринимает их Проигравший своим внутренним безумным видением.
Продолжение следует…