nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. ИГРОКИ. 1852

Часть 6. Итоги и выводы


Павел Федотов. Игроки. 1852

А теперь посмотрим, что представляют собой «Игроки» Павла Федотова с художественной точки зрения. Не будем забывать, что на дворе у нас 1852 год, в русском искусстве это эпоха процветающего академизма с остатками позднего романтизма. Реализм (он же критический реализм) находится еще в зачаточном состоянии, и одним из его провозвестников и является Павел Федотов. Формально его живопись относят к бытовому жанру в рамках все того же академического направления.
Федотов, который начинал свой творческий путь как художник-любитель и фактически был самоучкой, потратил немало усилий для того, чтобы приобрести должную подготовку и освоить на профессиональном уровне рисунок, композицию и живопись. И вот, приступая к работе над «Игроками», и начиная делать подготовительные рисунки и эскизы, Федотов вдруг отказывается от традиционной формы работы, когда во главу угла ставится хорошо продуманное и выстроенное композиционное решение, а также отработанные в рисунке типажи основных и второстепенных персонажей.
Федотов в своей последней работе фактически отбрасывает все свои с таким трудом приобретенные профессиональные навыки, и теперь его рука полностью подчиняется чувству, а точнее сказать, художник, в данном случае отключает разум и пытается зафиксировать некое видение, извлеченное непосредственно из подсознания. А в его безумных видениях как раз являлся ему образ дьявольской карточной игры с нечистой силой, в которой невозможно выиграть. По сути, это был тот же принцип работы, который лег в основу художественных опытов сюрреалистов. Конечно, напрямую сравнивать сюрреалистов и Федотова было бы слишком смелым. Тем более, что у него такой художественный прием родился интуитивно и скорее всего был обусловлен надвигающейся болезнью, тогда как сюрреалисты, базировавшиеся на творческих достижениях своих предшественников, символистов и дадаистов, предварительно выработали определенную законченную и относительно логичную художественную концепцию (совмещение сна и реальности, искусство как инструмент освобождения и т.п.)


Сальвадор Дали. Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле. 1931


Николай Сапунов. Мистическое собрание. На сюжет мистической драмы А.Блока «Балаганчик». 1909

К тому же в этой картине можно найти не только определенные корреляции с сюрреализмом. Здесь имеются и начатки символизма. Это и сам сюжет, допускающий многослойное и многозначное толкование, и художественное решение, где композиция разворачивается плоскостно, а ее динамика достигается за счет игры приглушенного света и теней. Также вполне типичным для символизма является и мрачный суггестивный колорит, построенный на сочетании темно-красных и коричневых тонов.


Георг Гросс. Человек, тоскующий по любви. 1916

Но также в «Игроках» можно увидеть и некоторые черты будущего экспрессионизма, поскольку здесь художник, как и экспрессионисты в будущем, стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. А ведь действительно, основной смысл «Игроков» заключается именно в том, что вся сцена показана глазами Проигравшего, являющегося alter ego самого художника.



Я бы даже сказала, что Проигравший – почти кровный предок героя мунковского «Крика», настолько сходным кажется у них настроение и отношение к жизни.
От начала интенсивных художественных поисков картину Федотова отделяли более полувека, вполне возможно, что если бы «Игроки» не были запрятаны от широкой публики на долгие годы, то кто знает, может русское искусство пережило бы свой взлет и звёздный час намного раньше, чем в начале 20 века.

Предыдущие посты:
Часть 1.https://nikonova-alina.livejournal.com/757546.html
Часть 2.https://nikonova-alina.livejournal.com/758351.html
Часть 3.https://nikonova-alina.livejournal.com/760124.html
Часть 4.https://nikonova-alina.livejournal.com/761081.html
Часть 5.https://nikonova-alina.livejournal.com/761849.html
Tags: анализ, картины, художники
Subscribe

  • ДЖОН САРДЖЕНТ. ХАЛЕО.1882

    Джон Сингер Сарджент. Халео. 1882 Испания всегда служила источником вдохновения для многих представителей художественного мира.…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Квентин Массейс. Св. Мария Магдалина. Ок.1525 Карел ван Мандер о том, как Квентин Массейс стал художником: Когда Квентину было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments

  • ДЖОН САРДЖЕНТ. ХАЛЕО.1882

    Джон Сингер Сарджент. Халео. 1882 Испания всегда служила источником вдохновения для многих представителей художественного мира.…

  • БЕЗОБРАЗНАЯ ГЕРЦОГИНЯ?

    Квентин Массейс. Безобразная герцогиня. ок.1513 Часть 2. Прозвище «Маульташ» по отношению к Маргарите Тирольской впервые было…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Квентин Массейс. Св. Мария Магдалина. Ок.1525 Карел ван Мандер о том, как Квентин Массейс стал художником: Когда Квентину было…