nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

НИКОЛАС ХИЛЛИАРД. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО НА ФОНЕ ПЛАМЕНИ

Часть 1. Пара слов о художнике


Николас Хиллиард. Автопортрет. 1577

Предупреждаю сразу: в этом тексте будут в основном вопросы, загадки и предположения, на которые вряд ли удастся вообще найти однозначные и удовлетворительные ответы. Но дело в том, что произведение,о котором я хочу рассказать, уже очень давно завораживает меня своей таинственностью. Но начнем сначала. С истории Николаса Хиллиарда.
Николас Хиллиард был одним из самых примечательных и плодовитых мастеров Англии второй половины 16 – начала 17 века. Он родился примерно в 1547 году, его отец был потомственным ювелиром, а мать – дочерью ювелира, так что его художественная судьба была предопределена изначально. Однако с самых ранних лет более всего Николаса привлекала живопись. Известно, что свой первый автопортрет он написал еще в возрасте 13 лет, а когда ему было 18, ему уже позировала сама Мария Стюарт. Впрочем, в качестве специализации он избрал для себя более близкий к ювелирному делу жанр портретной миниатюры.
Его биография неплохо изучена, но в ней все равно остаются некоторые лакуны и темные пятна. Например, предполагается, что Хиллиард воспитывался в доме видного протестанта Джона Бодли (отца основателя знаменитой Бодлианской библиотеки Оксфорда Томаса Бодли), поскольку имя его, тогда еще десятилетнего мальчика, встречается в документах, связанных с эмиграцией семьи Бодли в Женеву после восшествия на престол католички Марии Тюдор. Видимо, тогда Николас несколько лет провел в Европе, где выучил немецкий (и, возможно, французский) язык. Есть версия, что в течение некоторого времени вместе с Томасом Бодли, который был старше его на два года, Хиллиард получал и фундаментальное классическое образование у ведущих европейских ученых.


Левина Теерлинк. Портрет неизвестной, предположительно Джейн Грей. Ок.1550

Где-то в середине 1560-х годов Николас Хиллиард возвращается в Англию (опять-таки, когда именно, точно неизвестно). Есть предположение, что по возвращении на родину он поступил в ученики к Левине Теерлинк, дочери Симона Бенинга, последнего великого мастера фламандской традиции иллюминирования манускриптов, служившего придворным художником Генриха VIII после смерти Гольбейна. Левина Теерлинк была ведущей миниатюристкой при дворе четырех английских королей – Генриха VIII, Эдуарда VI, Марии I и Елизаветы I. Параллельно Николас учился у ювелира Роберта Брандона, который был еще и казначеем Лондона. В 1569 году Хиллиард был признан Мастером Почтенным Цехом Ювелиров и открыл вместе с младшим братом Джоном мастерскую. Кстати, спустя семь лет он женился на дочери своего учителя Брандона, Элис, и она родила ему семерых детей.


Николас Хиллиард. Портрет Элис Хиллиард. 1578

Итак, с начала 1570-х годов Хиллиард работает самостоятельно в своей мастерской, имеет учеников, выполняет массу заказов, в том числе и королевских, постоянно влезает в финансовые авантюры и никак не может выпутаться из долгов, несмотря на всю свою высочайшую репутацию. Его считают величайшим художником елизаветинской эпохи, оставившим после себя настоящую портретную галерею современников и передавшим подлинный дух своего времени, а также мира ранних шекспировских пьес.


Николас Хиллиард. Портрет Елизаветы I, так называемый «Пеликан». 1572


Николас Хиллиард. Портрет Елизаветы I, так называемый «Феникс». 1575

Первый реальный успех Хиллиарду принесли два портрет Елизаветы I, так называемые «Феникс» и «Пеликан», а вообще, начиная с 1569 года он выполнил огромное количество заказов, портретируя весь цвет английской знати. Стиль Хиллиарда легко узнаваем: чаще всего он писал маленькие круглые миниатюры в достаточно консервативной технике, однако его портретам присущи редкая виртуозность исполнения, свежесть и обаяние.


Николас Хиллиард. Портрет герцога Алансонского. 1577

В конце 1570-х годов Хиллиард побывал во Франции. Он состоял при английском посольстве и часто бывал при французском дворе, поскольку в то время брат короля Генриха III, герцог Алансонский, считался потенциальным женихом королевы Елизаветы. Это позволило ему приобщиться к французским художественным традициям. Впрочем, как утверждал его непосредственный начальник, английский посол сэр Эмиас Паулет, главной целью Хиллиарда «… кроме как расширить свои познания этим путешествием, была надежда получить от лордов и дам здесь деньги для лучшего содержания в Англии своего дома после возвращения…»


Николас Хиллиард. Портрет неизвестного. 1572

Деньги были ему необходимы как никогда, поскольку в 1574 году он вложил довольно приличную сумму в золотой рудник в Шотландии, и дело оказалось проигрышным, Хиллиард в очередной раз разорился и погряз в долгах. Он брал за свою миниатюру с погрудным изображением модели примерно 3 фунта, тогда как такой же миниатюрный портрет в полный рост стоил 5 фунтов.
С деньгами он судя по всему вообще не умел обращаться. Время от времени он выпрашивал у своих высокопоставленных покровителей ренту (ему периодически платили 40 фунтов в год сначала от имени Елизаветы, затем от ее преемника Якова I), потом снова оказывался на мели и даже один раз попал в долговую тюрьму. Его тесть специально оговорил в своем завещании выплату ежегодной ренты дочери после своей смерти, поскольку не доверял зятю и боялся, что Элис останется ни с чем, если лишится помощи своей семьи.


Николас Хиллиард. Портрет неизвестного. 1585

Хиллиард, конечно, делал, что мог. Например, он первым придумал открыть что-то вроде магазина, где свой миниатюрный портрет могли заказать не только придворные и аристократы, но и любой горожанин, обладавший достаточной суммой. Художник вполне логично предполагал, что это расширит круг заказчиков.


Николас Хиллиард. Портрет Мэри Сидни, графини Пембрук. 1590-е гг.

А ещё Хиллиард создал один из первых теоретических трактатов, посвященных искусству миниатюрной живописи. Его книга называлась «The Art of Limning» («Искусство иллюминирования»). В своем труде он предостерегал от всех живописных эффектов, кроме минимального использования светотени для моделирования форм. Также он подчеркивал необходимость уловить «благодать в лице, в котором проявляются привязанности, которые могут быть хорошо использованы или оценены только более мудрыми людьми». Итак, «мудрый рисовальщик» должен «наблюдать» и «ловить эти прекрасные грации, остроумные улыбки и эти украденные взгляды, которые внезапно, как молния, проходят, и как будто появляется другое лицо». Его обычная техника заключалась в том, чтобы рисовать лицо сразу в присутствии модели, при этом ему обычно было достаточно всего двух сеансов. Хиллиард держал наготове несколько заготовок телесного цвета разных оттенков, чтобы сэкономить время для подготовительной работы. Чаще всего в качестве основы для своих миниатюр художник использовал игральные карты (а не более привычные пластины из слоновой кости), на которые с изнанки наклеивался пергамент. Затем он легко прорисовывал контуры и черты лица тонким карандашом, и далее заполнял их лёгкой штриховкой. Часто он использовал крошечные тени, чтобы придать трехмерность жемчугу и кружевам.


Николас Хиллиард. Портрет неизвестного на фоне пламени. Ок.1600

Тот портрет, о котором пойдет речь далее, был написан приблизительно в начале 1600-х годов. Искусствоведы называют его «Портрет неизвестного на фоне пламени». Как я уже упоминала, Хиллиард часто использовал в качестве основы для своих работ не пластины слоновой кости, а оборотную сторону игральных карт, и этот портрет был написан на обороте туза червей.

Продолжение следует…
Tags: истории, портрет, художники
Subscribe

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Альбрехт Дюрер. Портрет Себастьяна Бранта В юности Альбрехт Дюрер был подмастерьем в мастерской гравера Ганса Амербаха. Как-то раз…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Альбрехт Дюрер. Автопортрет с повязкой. 1491-92 В своих суждениях о других художниках Альбрехт Дюрер всегда отличался скромностью,…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Бюст Октавиана Августа с покрытой головой Однажды императору Октавиану Августу доложили о смерти некоего знатного римлянина,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments