nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

Category:

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ

НИКОЛАС ХИЛЛИАРД. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО НА ФОНЕ ПЛАМЕНИ

Часть 2. ВОПРОСЫ


Николас Хиллиард. Портрет неизвестного на фоне пламени. 1600-е гг.

Итак, на миниатюре изображен молодой мужчина (возраст на мой взгляд около 25-30 лет) благородной наружности с короткими темными волосами и небольшой модной бородкой. У него карие глаза, характерные острые скулы и тонкий красивый нос. Герой производит впечатление человека образованного и ироничного, на это указывает легкая полуулыбка на его четко очерченных губах. Он одет в тонкую нижнюю рубашку, отделанную дорогим кружевом. Кроме того у него имеется несколько изящных, но явно дорогих украшений – серьга в виде креста (возможно, сапфирового) в ухе, перстень на мизинце левой руки, на ней же – браслет, и медальон на длинной цепочке на шее, который он придерживает рукой, как бы демонстрируя зрителю.
Но наиболее яркой, эффектной и необычной деталью портрета представляется его фон – сплошная стена золотистого пламени с темными и алыми проблесками.
А теперь о странностях и вопросах.


Николас Хиллиард. Портрет Сидни Перси, 9 графа Нортумберлендского («графа-волшебника»). 1590-95

1. В творческом наследии Хиллиарда имеется несчетное количество мужских портретов. Однако, ни на одном из тех, что я видела, модель не изображалась в одной нижней рубашке. Даже в достаточно оригинальном и почти интимном портрете Перси Сидни, чудака, поэта и национального кумира того времени, граф, представленный лежащим под деревьями своего парка рядом с книгой, все же одет в верхний камзол (пусть это даже и скромный домашний наряд). Но вообще-то в конце 16 века эпоха камерных портретов в Англии еще далеко не наступила, и главным, ведущим и практически единственным портретным жанром был портрет парадный в разных его вариантах. А здесь рубашка еще и распахнута, и из-под нее видна обнаженная мужская грудь, что вообще может считаться совершенным нонсенсом.
2. Как я уже говорила, герой миниатюры держит в руке медальон, демонстрируя его зрителю, что указывает на особое значение этой детали. К сожалению, на тех репродукциях, что я смогла найти, невозможно разобрать, что именно изображено на этом медальоне. Однако, очевидно, что этот символ имеет какое-то особое значение для модели.


Николас Хиллиард. Юноша среди розовых кустов. 1588


Николас Хиллиард. Портрет сэра Уолтера Рэли. 1585


Монограммист «Н». Портрет Уолтера Рэли

3. Далее – вопрос о серьге в ухе. Вообще, конечно, в это время мужчины увешивали себя драгоценностями ничуть не менее ретиво, чем дамы, но все-таки герои мужских портретов Хиллиарда en masse серьги в ушах не носят. Если честно, то я вообще не нашла подобных вариантов среди достаточно обширной подборки его миниатюр. Даже у героя самого известного его портрета, где представлен неизвестный юноша среди розовых кустов, образ весьма рафинированный и двусмысленный, уши, тем не менее, очевидно не проколоты. Нет серёг и на портретах знаменитых пиратов Фрэнсиса Дрейка и Уолтера Рэли, хотя на портретах других художников серьги в ушах у них увидеть можно.


Исаак Оливер. Портрет неизвестного, охваченного пламенем. 1600-е-1610-е гг.


Исаак Оливер. Портрет Эдуарда Герберта, первого барона Герберта из Чербери

4. И, наконец, фон. Пламя. Это вообще, вероятно, уникальный случай в истории портретной живописи. Правда, я нашла еще один портрет неизвестного на фоне пламени работы ученика Хиллиарда, Исаака Оливера, но надо полагать, что он просто, мягко говоря, позаимствовал идею у своего учителя. Оливер вообще часто воровал идеи у наставника, что отнюдь не шло на пользу Хиллиарду, поскольку Оливер просто уводил у него потенциальных заказчиков. Вот, например, портрет Эдуарда Герберта, первого барона Герберта из Чербери, практически полностью копирует композицию портрет Перси Сидни. Также и его «Портрет неизвестного, охваченного пламенем» явно повторяет (хотя с некоторыми изменениями) работу Хиллиарда.
5. Ну и финальный вопрос. Кто этот человек на портрете, или, хотя бы в какой среде нужно искать его следы?

Продолжение следует…
Tags: анализ, миниатюра, портрет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ

    Джон Аугустус Аткинсон. Монахи Один из старцев Скитской пустыни страшно косил глазами. Однажды на узкой дорожке он толкнул брата,…

  • СВЯТЫЕ БРИГИТТЫ

    Святая Бригитта Ирландская. Витраж. Церковь Святой Марии Розария, Конг, графство Мейо, Ирландия Часть 1. СВЯТАЯ БРИГИТТА…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Густав Климт. Шуберт за клавиром. 1899 Композитор Франц Шуберт порой весьма равнодушно относился к своим произведениям, и то, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ

    Джон Аугустус Аткинсон. Монахи Один из старцев Скитской пустыни страшно косил глазами. Однажды на узкой дорожке он толкнул брата,…

  • СВЯТЫЕ БРИГИТТЫ

    Святая Бригитта Ирландская. Витраж. Церковь Святой Марии Розария, Конг, графство Мейо, Ирландия Часть 1. СВЯТАЯ БРИГИТТА…

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ

    Густав Климт. Шуберт за клавиром. 1899 Композитор Франц Шуберт порой весьма равнодушно относился к своим произведениям, и то, что…