Иван Трутнев. Крестный ход на водоосвящение в деревне, 1858
«Раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она и бросилась в воду, чтоб переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было трудно, ведь грести приходилось одной рукой. И взмолилась Богородица Иисусу: «Сыне мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу!» Младенец услышал молитву матери, и тотчас появилась у нее третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла до противоположного берега».
Так рассказывали в русских деревнях о том, что такое праздник Преполовения, называя его Преплавлением от слова переплыть.
На самом деле этот праздник, который отмечает середину срока между Пасхой и Троицей, посвящён совершенно другой проблеме. В этот день православная церковь молится о «напоении всех жаждущих спасения водами благочестия». Это праздник Христа-Учителя, и иконы ему посвященные представляют Иисуса, проповедующим в храме:
«…Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его…»
Иисус, учащий во Иерусалимском Храме. Икона 15-16 вв.
Поскольку имеется в виду эпизод из детства Христа, Иисус на изображениях как правило представлен отроком или юношей, сидящим посреди внимающих Ему старцев:
«В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа».
Преполовение. Тверская школа. Икона 15 века
Фигура Христа традиционно увеличена по сравнению с другими персонажами, что подчёркивает его духовное превосходство.
Разумеется, простым крестьянам все эти церковные тонкости были непонятны. Учёные историки и этнографы часто отмечали, что праздник Преполовения принадлежит к числу тех, «истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа». Из проповедей священников они запомнили только одно доступное слово – вода, и по-своему интерпретировав церковный символизм, приурочили к празднику те действия, которые, как они полагали, должны были иметь практическую пользу, способствуя созреванию урожая, плодовитости скота, здоровью и благосостоянию людей.
Ф.Галактионов.Крестный ход в день праздника Преполовения на Комендантской пристани Петропавловской крепости. 1821
В этот день по всей России священники совершали обряд освящения воды на реках, озёрах, прудах и даже в колодцах. Эта вода считалась не менее целительной, чем освященная на Крещение. Также крестьяне вместе со священниками отправлялись на поля, засеянные рожью и пшеницей, священники окропляли нивы святой водой, а крестьяне молились о ниспослании им обильного урожая.
Воду, освященную на праздник Преполовения, «…пили, когда плохо, кто заболеет. Скотина с глаз съедеть, тогда идут за женщиной. Она ситу переворачивает и святой водой поливаеть, и он (скотина) весь встрепыхнётся и уставае (встаёт)». Считалось что волшебная сила воды повышалась, если её набирали и переносили в дом, соблюдая особые правила и запреты. По воду надо было идти как можно раньше поутру, еще до восхода солнца. Самой ценной считалась та вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой. Набирая воду, нельзя было отливать ее из ведра или зачерпывать вторично, кроме того, при переноски ведра в дом следовало соблюдать полное молчание (немая вода). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки и даже использовали для гаданий и разных волшебных ритуалов. Емкость с водой закапывали в поле или клали в основание строящегося дома.
Полезным считалось в этот день обливать друг друга водой, а если удавалось облить местную ведьму, то это гарантировало, что она не сможет задерживать дожди, и лето будет урожайным. Если во время Преполовения случалась засуха, то служили молебен, что должно было гарантировать приход необходимых дождей.
В некоторых местах в этот день совершались и совершенно языческие действа. Например, в селе Ростошь Воронежской области на «Праплавенье» «молили курку». Женщины собирались и наряжались в свои лучшие наряды и кокошники. Одна из них готовила ритуальное угощение. Далее все жители деревни выходили на самую широкую улица или деревенскую площадь. Мужчины сохой делали круг в земле, а в нём крест. В этом круге девушки танцевали и пели. Это гарантировало лето с правильными дождями в нужное время.
P.S. В этом году праздник Преполовения отмечают 26 мая.