nikonova_alina (nikonova_alina) wrote,
nikonova_alina
nikonova_alina

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ: МУЗЕИ РОССИИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Часть 2.

         Конечно, первые революционные годы с разрухой, голодом, крайне нестабильной ситуацией в стране мало способствовали музейному строительству, но уже в 1920-х годах ситуация меняется, и музеи получают неожиданный источник пополнения своих фондов: национализированные коллекции «бывших», а также иконы и другие предметы церковного искусства из закрывшихся или даже разрушенных церквей и монастырей. В итоге, разумеется, многое погибло, но многое удалось сохранить, ведь в стране оставалось достаточно людей, прекрасно понимавших, что такое искусство, что оно значит и, в конце концов, сколько оно может стоить в твердой валюте.
        К 1920-м годам относятся и достаточно частые попытки объединить под одной крышей краеведческие и исторические региональные коллекции с художественными. Как правило, такие образования оказывались не слишком долговечными, и с середины 1930-х годов художественные музеи в провинциальных центрах начали возвращать себе утраченную независимость.
          Дело было в том, что не только состав коллекций, но даже цели и задачи, а также способы экспонирования у краеведческих и художественных музеев совершенно различны. Краеведение ограничивает задачи соответствующего музея интересами одного региона, художественный музей ориентирован на общенациональную, а иногда и мировую историю искусств. Схемы, макеты, плакаты, фотографии, чучела животных и т.п., то есть все, что составляет экспозицию краеведческого музея, имеет познавательную и, возможно, в какой-то степени историческую значимость, а подлинные картины, скульптуры, графические листы кроме художественной и эстетической роли обладают еще изрядной материальной ценностью. И чтобы их сохранить недостаточно обычного помещения. Нужна надежная охрана, специальный температурно-влажностный режим, контроль специалистов, особые приборы и условия и т.п.
        В свое время многие художественные музеи разместились в церковных зданиях, а сейчас, уже в наше время, местные власти, в ведении которых находятся и музеи и их помещения, стараются по возможности вернуть бывшие храмы церкви. С одной стороны для музеев это может обернуться большой проблемой, если они не получат чего-то взамен, но с другой это даже совсем неплохо. Холодные каменные церкви, где практически нет никакого отопления, не говоря уже о вентиляции и поддержании нужного уровня влажности и температуры, могут сами по себе стать причиной гибели хрупких и таких непрочных картин, гравюр, рисунков и.т.д.
        Довоенное время было для музеев достаточно стабильным, но без потрясений и трагедий не обошлось и в музейном деле. И музейщиков не обошли репрессии, но главным гонениям и чисткам подвергались в эту эпоху сами музейные коллекции. Периодически возникали требования убрать из экспозиции или даже уничтожить идеологически вредные экспонаты. Во многих музеях были сожжены коллекции икон, если только музейщики, рискуя подчас собственной головой, не прятали художественные сокровища до лучших времен. Потом пошел этап гонений на картины советских авангардистов 1920-х годов. Официальные комиссии, состоящие из неграмотных в эстетическом отношении, зато весьма подкованных идеологически чиновников, приговаривали их к уничтожению, а сотрудники музеев пытались спасти, спрятать, как-то сохранить.

        Продолжение следует…
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments